В нашей республике тарифы в среднем вырастут на 19,1%, а по отдельным услугам это выглядит так. Электроэнергия – 12,6%, газ – 10,3%, вывоз мусора – 7,3%, отопление и горячая вода – 21,64%, холодная вода – 33,41%, водоотведение – 38,31%.
В районах или городах республики рост может быть выше, но не больше, чем на 2,1%. Точный размер повышения в каждом населенном пункте станет известен, когда республиканская власть утвердит новые тарифы.
Некоторые тарифы регулируются не федеральным правительством, а местной властью или даже управляющими компаниями. Традиционно с 1 января повышается плата за капремонт, текущее содержание дома, обслуживание шлагбаумов, домофонов… Повышение зависит от договора между собственниками и обслуживающей организацией.
Министр ЖКХ, топлива и энергетики Майран Тамаев объяснил рост стоимости услуг вхождением республики в федеральную пилотную программу по модернизации системы ЖКХ.
Не входить в пилотный проект было нельзя, сказал он. Трубы изношены на 80%, через несколько лет мы бы просто их лишились. Также нужно менять насосы, обновлять парк техники… Это миллиарды, а таких средств у республики нет.
Однако одно из условий участия в проекте – доведение тарифов до "экономически обоснованного" уровня. В частности, сегодня куб холодной воды стоит 21,83 руб., а "обоснованный" – 47,51 руб. Недостающие примерно 26 руб. республика возмещает ГУП "РПВВ" за каждого своего жителя.
С июля следующего года тариф на холодную воду вырастет до 25 руб., а к 2027 г. достигнет того самого "экономически обоснованного". После завершения модернизации, сказал министр, тариф будет индексироваться только на процент ежегодной инфляции.
При этом льготным категориям граждан часть платы за воду будет компенсироваться, правда, он не назвал размер этой "части". Компенсации расходов предоставляются многодетным семьям, пенсионерам, участникам боевых действий.
Также это те, кто тратит на оплату ЖК-услуг больше установленной нормы – максимально допустимой доли расходов граждан от семейного бюджета. В среднем для страны это 22%, но регион может понижать это значение.
На решение федерального правительства и в целом на ситуацию в отрасли бурно отреагировали сенаторы, депутаты и общественные деятели.
Совет Федерации в своих документах отметил, что в стране отсутствует интеграция данных федеральных информационных систем "Реформа ЖКХ", "ГИС ЖКХ", адресной системы и Единого госреестра недвижимости. Это осложняет работу власти и искажает данные о техническом состоянии жилфонда.
Похожая картина и в сфере коммунальной инфраструктуры, где зачастую неизвестны владельцы коммунальных объектов. На это неоднократно обращал внимание руководителей республиканских и местных органов власти Сергей Меняйло.
Состояние коммунальной инфраструктуры должно было стать предметом обсуждения и в Госдуме. В частности, парламентарии хотят получить разъяснения, почему федеральное правительство решило радикально сократить расходы на поддержание ЖКХ.
В новом трехлетнем бюджете расходы федерального бюджета на ЖКХ сокращаются с 881 млрд в текущем году до 381 млрд руб. в 2026 г. При этом в последующие три года Минэкономразвития РФ планирует существенный рост тарифов.
Руководитель фракции партии "Справедливая Россия – За правду" в Госдуме Сергей Миронов предложил вместо ежегодной индексации тарифов ЖКХ ввести долгосрочный мораторий на их рост. В прошлом году тарифы подняли на 9,8% из-за пропущенной индексации. Антимонопольная служба заявляет, что контролирует тарифы, но они растут, а проблемы ЖКХ остаются.
Даже в Центробанке страны заявили, что "более существенная, чем предполагалось, индексация коммунальных тарифов в 2025 г. будет учтена в макропрогнозе регулятора". Это значит, что есть вероятность повышения ключевой ставки ЦБ, а стоимость кредитов для экономики и населения вырастет еще.
О необходимости заморозить тарифы на определенный период, по крайней мере для определенных категорий граждан, говорит и председатель правления союза жилищных организаций Константин Крохин.
Президент АКОН Никита Чулочников считает, что рост стоимости ЖК-услуг без учета реальной платежеспособности граждан приведет к снижению платежной дисциплины и сборов платежей. Граждане перестанут платить и будут снижать потребление услуг или вообще отказываться от части из них.
С этим согласна и руководитель общественной организации "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая, а председатель комитета "Деловой России" Лев Гориловский замечает, что рост тарифов окажет слабое влияние на реформирование инфраструктуры. По его мнению, необходимо предусматривать адресные субсидии потребителям и добиваться, чтобы плата за ЖКУ не превышала 10% совокупного дохода семьи.
Кроме того, необходимо разобраться с надзором за правильностью начислений платы за ЖК-услуги. Сегодня ни потребительский, ни жилищный надзоры его не осуществляют.
А вот реакция на клубок проблем со стороны правительства страны. Десятилетия недофинансирования коммунальной инфраструктуры привели власти к необходимости экстренных решений.
Зампредседателя правительства страны Марат Хуснуллин сказал, что президент поручил правительству в течение года подготовить программу развития системы ЖКХ до 2030 г. Пятилетняя программа восстановления коммунальной инфраструктуры будет сопоставима с суммарным годовым бюджетом всех российских регионов в 20 трлн руб.