Приезда во Владикавказ театра "Фирс" всегда ожидают немало поклонников. Коллектив, несмотря на разнообразие предложений в части проведения культурного досуга в столице республики, прочно занял свою нишу и не собирается сдавать позиции. И если ШКиТ, где обычно играет "Фирс", очень ограничен по своим пропускным возможностям, то зал Русского академического театра им. Е. Вахтангова вполне вместительный. Но и его не хватило для всех желающих посмотреть, как Александр Мурити и его актеры неожиданно и талантливо представили пьесу Александра Островского "Не все коту масленица".
Во время двухдневных гастролей театра во Владикавказе "СО" встретилась с режиссером Александром Мурити, выпускником Осетинской студии под руководством легендарного Владимира Этуша Театрального института имени Бориса Щукина.
– Александр, с чего начинался театр "Фирс"?
– В 2017 году мы с друзьями решили сделать спектакль "Смешные истории" по рассказам Антона Чехова. Взяли "Даму с собачкой", "Ведьму" и другие и начали работать. Премьера была в Москве, потом ездили по городам и пришли к тому, что всему этому мероприятию надо дать какое-то название. Недолго думая, решили – "Фирс", потому что я еще со школьной скамьи обожаю Чехова, и чем дальше, тем больше. Уже несколько лет я ухаживаю за его могилой на Новодевичьем кладбище. У меня весь дом в его портретах. Все, что мне дарят, связано с Чеховым. Еще старый лакей Фирс из "Вишневого сада" был очень предан своему делу: он не нужен, про него все забыли, а он по-прежнему – на своем посту. Вот такой должна быть преданность и театральному делу. И нашему коллективу близка такая позиция.
– Как вам удается не потеряться в таком культурном потоке? Даже во Владикавказе приходится выбирать, кому и чему отдать предпочтение – событий много.
– Ответ простой. Слоган нашего театра "Просто о сложном". Установка может показаться банальной, на самом деле мало кто это делает. Взять сложную русскую классику и упростить, не теряя сути, до понимания современной молодежи, которой пьесы Чехова кажутся скучными и устаревшими, совсем не просто. Наша задача – разобрать пьесу по кусочкам и выдать со сцены, следуя установке. Нет задачи удивить, есть задача рассказать на доступном языке.
– С кем вы работаете?
– В труппе поначалу были только выпускники Осетинской студии "Щуки". Впрочем, жизнь идет: кто-то уходит, уезжает – нет никаких законов. Но костяк сохраняется, и это уже хорошо. Из Осетии сегодня у нас работают Руслан Гагиати, выпускник факультета искусств СОГУ им. К. Л. Хетагурова, ученик Владимира Викторовича Карпова, и Батраз Засеев, выпускник курса Этуша. Остальные – кто откуда, но все талантливые актеры. К этому я очень трепетно отношусь: актер должен быть очень талантливым. Пока все так.
– Вы ученик "Щукинской" школы. Какие принципы для вас главные?
– Главное, чему учит школа, это анализ пьесы, исследование прочитанного, понимание того, что хотел сказать автор, проблема, которая ее беспокоила. И что я могу сказать сегодня об этой проблеме. А дальше… Это же классика, и ее не надо притягивать к ненешнему дню, она вечная. Вопросы, которые там ставятся, актуальны как тогда, так сегодня. И всегда будут актуальны. Другое дело, выбор режиссером призмы, через которую он будет подавать материал. Я выбрал сложный способ существования: два часа буффонады, практически клоунады – это высший пилотаж. Изначально спектакль "Не все коту масленица" был сделан в обычной психологической форме. Но потом меня увлек жанр буффонады, и это очень трудно, поверьте. Говорить о серьезных вещах в такой подаче сможет не каждый актер. В этом-то и прикол. Зритель смеялся два часа, а потом, переварив все увиденное, понял: прямо на глазах чуть не продали за деньги молодую, красивую девушку. Они настолько беспощадны, эти деньги, что могут заставить мать продать свою родную дочь. Мне кажется, это более действенно, чем говорить о проблеме языком драмы.
– Александр, каковы ваши предпочтения как режиссера-постановщика? И когда мы увидим ваш замечательный театр снова во Владикавказе?
– Конечно же, русская классика. Сегодня пишут много, я читаю, но ничто меня не вдохновляет. Неинтересно заниматься такой литературой. А у классических пьес миллион путей решения. Сейчас я работаю над "Тремя сестрами" Чехова и несколько месяцев был в поисках исходного события. Буквально неделю назад его нашел, и было ощущение, как будто я заново родился. Оно, по моей версии, произошло до того как откроется занавес, и мы должны понять, что же случилось. И в классике эта преамбула, это богатство всегда есть. Если наши планы сбудутся, то в марте следующего года мы приедем в Осетию. Также будем играть в Санкт-Петербурге – там нас уже ждут, и в Калининграде – обсуждаем сроки. Что касается меня, то в феврале я приступаю к репетициям в Адыгейском театре. В апреле буду ставить Чехова в Гомеле.
– "Дядя Ваня", "Чайка" Чехова, "Гроза" Островского, "Сказка о потерянном времени" Евгения Шварца, современные авторы – после яркой и блистательной постановки "Не все коту масленица" все, перечисленное выше, из репертуара театра вызывает неподдельный интерес. Творческих успехов вам и ждем в марте...