Участие в парламентской сессии принимали заместители председателя и члены правительства республики, руководители практически всех отраслевых министерств и ведомств. Первым из них на трибуну вышел министр ЖКХ, топлива и энергетики М. Тамаев, представив на утверждение предложенный правительством законопроект с изменениями в РЗ "О налоге на имущество организаций". Конкретно в нем идет речь о продлении льготного налогообложения для газоснабжающих организаций, реализующих программу по догазификации населенных пунктов в республике, до 2027 года. О результативности программы догазификации на территории РСО–А говорят приведенные министром цифры и факты: наша республика входит в десятку лучших регионов по газификации и 8 – по догазификации. Сейчас программа исполнена на 95,8%, до 2030 года планируется довести этот показатель до 98,8%. Активно идет процесс догазификации садоводческих товариществ (СНТ), к 2700 участкам уже проведены линии газопровода. Активно ведутся работы по газификации инфраструктурного проекта "Мамисон", к июлю следующего года газ подведут в Нижний Зарамаг, а затем через Верхний Зарамаг газопровод соединит горную часть Алагирского района с Ирафским, до с. Мацута. В реализацию этого проекта ПАО "Газпром" вложило 3 млрд 700 млн руб. собственных средств.
Законопроект был принят в первом и во втором окончательном чтении. Председатель парламента поручил провести в дальнейшем анализ того, что дали преференции естественным монополиям, субъектам экономической деятельности в плане привлечения новой техники, создания рабочих мест и в целом для экономического развития республики.
Ожидаемо острым оказался еще один законопроект, представленный Майраном Тамаевым – об изменениях в РЗ "О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения". Правительство республики предлагает продлить сроки действия этого закона до 1 июля 2027 года в связи с тем, что республика вошла в пилотный проект для ряда субъектов, в рамках которого Правительством РФ будет предоставлена субсидия на компенсацию межтарифной разницы в объеме 1,6 млрд руб. До 2027 года республика будет выходить на экономически обоснованные тарифы, затем компенсировать будут только льготным категориям граждан, численность которых в республике составляет 62 тыс. человек. Казалось бы, все понятно: надо поддержать предприятие, которому предстоит большая работа по реформированию отрасли, но вместо этого некоторые депутаты стали говорить о предстоящем повышении тарифов для юрлиц и населения в очень эмоциональном тоне. Председатель парламента призвал их остыть и продолжать работу в профессиональном направлении. Вопросы, конечно, есть, сказал Таймураз Русланович, но они больше носят тарификационный характер, и разбираться надо и по каждой отрасли, и по бюджетным организациям, и по собираемости платежей, и по тому, как они используются для улучшения качества предоставляемых услуг ЖКХ. Ведь люди справедливо возмущаются тем, что качество услуг с повышением тарифов не улучшается, происходит бесконечная реорганизация ресурсоснабжающих предприятий, когда новые структуры бремя возвращения средств за переплату (!) услуг возлагают на самих потребителей. А еще один из факторов – низкая платежеспособность населения. И здесь уже вопросы к формированию бюджета и рациональному использованию каждой его статьи.
Председатель профильного комитета парламента Асланбек Хадарцев, представляя проект закона о бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, напомнил, что с 2019 года по 2024 год в рамках реализации национальных проектов Северная Осетия получила дополнительно из федерального бюджета более 50 млрд руб. Сейчас самое главное, сказал он, провести глубокий, грамотный анализ, чтобы оценить эту важную работу. Можно, конечно, привести много положительных примеров – построены новые школы, дома культуры, больницы, спорткомплексы, но надо признать, что и проблем еще "вагон и маленькая тележка". Судя по всему, таких огромных вливаний, с учетом текущего момента, мы уже не получим, а значит, необходимо искать внутренние резервы, проводить оптимизацию, активнее внедрять в работу информационные системы и искусственный интеллект. Ставку необходимо будет делать на собственные налоговые и неналоговые поступления и внебюджетные поступления.
Далее врио министра финансов Оксана Карова подробно представила параметры бюджета на 2025 год. Налоговые и неналоговые доходы на будущий год по сравнению с первоначальными значениями увеличиваются на 1,736 млрд руб. и в целом составят 20,6777 млрд руб. Объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, включая целевые, уточняются на 8,333 млрд руб. и в целом составят 26,284 млрд руб.
В расходной части предлагается увеличение бюджетных ассигнований на исполнение социально значимых первоочередных расходов в сумме 1,211 млрд руб. Обеспечение софинансирования в рамках нацпроектов и госпрограмм – 293,6 млн руб., обеспечение пилотной программы – 360 млн руб., предоставление дотаций муниципальным образованиям – 40 млн руб., субсидия Фонду выставочной деятельности – 28,5 млн руб. Помимо этого, предусматривается обеспечение отдельных мероприятий на 45,5 млн руб., из которых Комитету по делам печати и массовых коммуникаций 15,9 млн руб. – это финансирование расходов НацТВ и ВГТРК "Алания", а также типографские расходы по изданию республиканских газет.
Предлагается также увеличить объем финансирования на проведение различных мероприятий: минспорта на 13 млн руб., минкульту – на 6,2 млн руб., комитету по делам молодежи на 3,6 млн руб., комитету по охране объектов культурного наследия – на 6,5 млн руб.
Уточнение расходов на сумму целевых безвозмездных поступлений составит 9,164 млрд руб, с учетом которых основные параметры законопроекта о бюджете составят в 2025 году по доходам – 46,961 млрд руб., расходам – 47,711 млрд руб., дефицит обозначен в пределах 715 млн руб.
Врио министра финансов также отметила, что законопроект носит социальную направленность и позволяет в полном объеме закрыть социально-расходные обязательства. Самый большой объем дополнительных средств – 3 млрд 724 млн руб. направляется на сферу образования; 1 млрд 777 млн руб. – на соцполитику и 1 млрд 633 млн руб. адресуется сектору ЖКХ. Очень важно, что на лекарственное обеспечение предусмотрено 549 млн руб., что на 175 млн руб. больше первоначального значения.
Увеличение расходной части бюджета, как подчеркнула Оксана Карова, стало возможно благодаря слаженной работе правительства, налоговой службы, местных органов власти, депутатов.
Парламент принял также ряд других законопроектов, в том числе "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 и на плановый период 2026 и 2027 годов". Терфонду ежегодно увеличиваются выделяемые средства, поэтому, как подчеркнул Таймураз Тускаев, надо говорить не о выживаемости государственного здравоохранения, а об эффективности использования этих средств самим фондом и медучреждениями, отдельные из них довели свою "кредиторку" до 1 млрд рублей! А сколько у нас медицинских лабораторий , которые размещены в помещениях госучреждений? Реальное и рациональное использование бюджетных средств должно стать законом жизни. Сложившаяся уже практика финансового контроля парламента будет усиливаться, Контрольно-счетной палате даны на этот счет поручения на 2025 год.