Алета ДЗЕРАНОВА, старший преподаватель СОРИПКРО, куратор технологического профиля:
– Для того чтобы учащиеся-старшеклассники определились с будущей профессией, со своими карьерными предпочтениями, в общеобразовательных школах вводится профильное обучение. В нашей республике реализуется 5 профилей обучения. Одним из самых популярных является технологический. Это определено установкой В.В. Путина на реализацию в стране политики технологического суверенитета. Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для углубленного изучения выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика" и "Естественные науки". Грамотно выстроенная программа профориентации в школах дает возможность выпускникам определиться с будущей профессией и выбрать профильный вуз. Таким образом, профильное обучение – это более качественная подготовка учащихся к поступлению в вузы по выбранному направлению.
Валерий МАМИЕВ, учитель математики с 35-летним стажем:
– Профильное образование – для физиков, базовое – для лириков, – так бы я обозначил разницу между ними. Как учитель с большим стажем работы считаю подобное разделение правильным. Но надо признать, что оно всегда было, это – хорошо забытое старое и верное решение и для учеников, которые уже в школе могут углубленно изучать такие дисциплины, как математика, физика, химия. Потому что в технический вуз троечнику лучше не поступать. И в то же время, зачем будущему артисту мучиться, изучая предметы с техническим уклоном? И учитель будет лучше знать и понимать способности своих учеников, их предрасположенность к каким-то отдельным предметам. Мне кажется, в этом смысле профильное образование действует как сито, облегчая и тем, и другим учебный процесс.
Светлана СЛАНОВА, заслуженный учитель РСО–А:
– Введение профильного обучения в школе считаю большим достижением! Именно в этом возрасте происходит чудо детского восприятия, и то дело, которое принимает человеческая душа, может стать делом всей его дальнейшей жизни. Он может смело идти по жизни, всегда сможет найти работу по душе и достойно зарабатывать. Дойти до совершенства и занять престижное место на этом поприще, внося интересные предложения по развитию своего дела, продвигать его и становиться нужным и важным, интересным человеком в обществе.
Сергей ЛАПИНСКИЙ, предприниматель:
– В первую очередь, для того чтобы дети знали для чего и чему они учатся. В России произошел сильный перекос в сторону айтишников, менеджеров и т.д., и совершенно ушли те профессии, которые создают непосредственно товар. Если в 1980-х годах, когда я начинал работать в Осетии, здесь было огромное количество предприятий, и даже перейдя в бизнес, имел возможность обратиться к специалистам для того чтобы они выполнили те или иные работы, к примеру, слесарям-инструментальщикам, токарям, фрезеровщикам, на сегодня день такие специалисты стали большим дефицитом. У нас слишком много руководителей и мало тех, кто умеет что-то делать. Школа профессионального обучения уходит со стариками. Сейчас нужно ее возрождать. Дети должны уметь что-то делать руками, знать практическую сторону жизни.
Ирина КАРГИНОВА, педагог:
– Один из основных вопросов, который волнует ученика на пороге 10–11 классов, это "чем бы я хотел заниматься дальше во взрослой жизни?". И это нормально, когда в 15 лет ребенок еще не определился с будущей профессией. Если думает, что знает, кем станет это, скорее всего, влияние его семьи или круга общения, это, скорее, подмена выбора.
Поэтому задача старшей школы – дать ребенку самостоятельно попробовать себя в близкой профобласти, чтобы к концу обучения он смог осознанно выбрать вуз. Профилизация – естественный способ это сделать.
К концу 9-го класса дети уже способны разнести предметы школьной программы в два столбика. В первом – дисциплины, которые ребенку удаются и ему интересны. Во втором – предметы, которые не вызывают положительного отклика. Профилизация как раз позволяет ребенку углубленно заниматься тем, что ему в первую очередь интересно. А все остальное изучать на базовом уровне.
Противники профильного обучения обычно сетуют, что этого недостаточно – нет фундаментальности. Но все предметы углубленно изучать невозможно – в старшей школе их может быть около 15-ти!
Многие взрослые вспоминают, что на предметах, к которым у них не было склонности, им просто приходилось "высиживать". И сейчас они уже совершенно не помнят, что на них изучали. Было бы гораздо лучше, если бы они больше времени посвящали дисциплинам, которые нравились, и не тратили его на занятия, которые не приносят результата.
Илона БЯЗРОВА, мать двоих детей:
– Профильное обучение полезно, когда человек уже предполагает, куда будет поступать после 11-го класса (профильные направления вводятся, как правило, с 10-го). Это позволяет ученику больше времени уделять выбранному предмету, что, конечно, положительно скажется при сдаче экзаменов.
Хорошо, когда ученик сам выбирает профиль класса, где бы хотел учиться. В наших школах это, к сожалению, не всегда так. Например, мой сын в этом году перешел в 10-й класс, им только перед 1 сентября объявили, что класс теперь будет с физико-математическим уклоном. Вот это, считаю, ненормально. Выбор ученика должен быть осознанным, а так обязаловка получается. Но в корне своем задумка с профильными классами очень даже полезная.
Дина МАКЕЕВА, учитель:
– Обучение в профильном классе позволяет получить более структурированные и глубокие знания по предметам, связанным с будущей профессиональной деятельностью. Кроме того, в них хорошо готовят к ЕГЭ и олимпиадам, которые необходимы для поступления в высшие учебные заведения. Такое образование вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготавливает их к решению задач различного уровня сложности.
Арина ШАВЛОХОВА, г. Владикавказ:
– Когда-то школа давала общее образование, а вуз или колледж – профессиональное. Школьник учился всему понемногу за партой, а узкой специализацией занимался уже будучи студентом. Но возникали сложности, главная из которых – трудность самоопределения после школы. Чаще всего ученик выпускного класса выбирал университет вслепую, лишь бы пойти куда-нибудь и заняться чем-нибудь. А получив диплом, таким же методом искал работу, очень часто совершенно не по специальности. Сейчас же благодаря профильному обучению школьники могут приобщиться к профессии, попробовать свои силы в том или ином направлении и сделать более осознанный выбор будущей профессии.