В таких случаях у многих мужчин обычно сжимаются кулаки и возникает желание догнать и проучить наглеца. Но потом я подумал: "А вдруг у того водителя какая-то срочная необходимость в спешке? Бывают же такие случаи". Однако "Гранта" была вынуждена сбросить скорость прямо передо мной, потому что полоса заасфальтированной обочины закончилась, а по грунту на большой скорости особо не разгонишься. Дальше произошло то, что поставило точку в моем воображаемом описании личности того водителя. В какой-то момент он, опустив стекло, швырнул через крышу машины целлофановый пакет с каким-то мусором. Мне приходилось раньше несколько раз останавливать таких водителей и вежливо, по праву старшего, объяснять, почему нельзя засорять неразлагающимся мусором землю, которую считаешь родной и на которой будут жить наши дети, внуки, правнуки... Такие короткие воспитательные беседы возымели воздействие, заканчиваясь извинениями и заверениями нарушителей в том, что ошибку поняли. Решил и на этот раз догнать и остановить "Гранту". Но она вдруг, резко набрав скорость и выскочив на встречную полосу, занятую приближавшимся транспортом, пошла на обгон сразу нескольких машин. Встречным оставалось только шарахаться в сторону, избегая больших неприятностей. Не думаю, что в это время они желали водителю "Гранты" счастливой дороги. Сам же "пилот", вырвавшись вперед, набрал скорость гоночных автомобилей "Формулы-1" и продолжил свой "заезд". При большой загруженности трассы догонять его было бессмысленно и небезопасно, причем не только для меня. Отбросив эту идею, я погрузился в раздумья...
"Отрадно, что в школах и других образовательных учреждениях стали уделять большое внимание военно-патриотическому воспитанию. Примеры защищавших Родину дедов и прадедов, как и сегодняшних героев, отстаивающих интересы и безопасность страны в зоне СВО, имеют огромное значение.
Чем такое поведение можно назвать? Это что: лихачество, самоуверенность, безрассудство, невоспитанность, дикарство, хамство? Скорее, все вместе, хотя последнее подходит больше всего. Большинство нормальных граждан именно так и характеризуют это разросшееся в последнюю пару десятилетий явление. Мы наблюдаем его отнюдь не только на дорогах и проезжей части улиц. Как-то незаметно в нашей жизни создание личного комфорта за счет расталкивания других локтями и причинение им неудобств ради удовлетворения личных прихотей из понятия"наглость" перешли в "удаль – сæрæндзинад". Случай, описанный выше, я привел только в качестве одного из таких примеров. С хамством и невоспитанностью можно столкнуться везде, на каждом шагу. Самое безобидное, когда пожилые люди вынуждены останавливаться на тротуаре, чтобы пропустить идущих наперерез, как танк, молодых особ или девочек-подростков. Неделю назад наблюдал еще одно характерное явление такого же плана. В гардеробе Осетинского театра после спектакля скопилось много людей, почти все женщины. Я отошел в сторону, чтобы подождать. И тут мое внимание привлек один высокий парень с квадратной шеей, бородой и спортивной фигурой. Одет он был тоже в спортивный костюм, хотя у входа написано, что в такой одежде в театр заходить нельзя. Но ладно бы только внешний вид. Парень, пользуясь мощью своей фигуры и длинными руками, протягивал гардеробщице жетон через головы женщин, годившихся ему в матери. Судя по всему, ничего зазорного и недостойного он в этом не видит. Люди попривыкли и перестали на подобное реагировать. Но почему такое поведение сегодня имеет место быть?!
""Все начинается в семье", – скажут многие и будут правы. Да, родители дают ребенку первые знания, навыки, ориентиры. Они объясняют ему, "что такое хорошо, и что такое плохо". Ребенок – великий исследователь. Он растет, наблюдает за родителями и во многом копирует их поведение. Так было всегда. В Осетии на протяжении многих веков фарн народа, общественные устои, нормы поведения, агъдау передавались из поколения в поколение, от отца к сыну в качестве незыблемого кодекса, обязательного для всех.
Отвечая на этот вопрос, большинство из нас обычно видят следствия, объясняя отговорками вроде: время такое, ориентиры поменялись, родители не воспитали, школа недоработала... Да, все это есть и напрямую влияет на ситуацию. Очевидно и то, что хамское поведение и проявление неуважения к окружающим – результат нехватки, а чаще – отсутствия должного воспитания. А раз так, то возникают другие вопросы: кто должен заниматься этим воспитанием? и кто за него несет ответственность?
"Все начинается в семье", – скажут многие и будут правы. Да, родители дают ребенку первые знания, навыки, ориентиры. Они объясняют ему, "что такое хорошо, и что такое плохо". Ребенок – великий исследователь. Он растет, наблюдает за родителями и во многом копирует их поведение. Так было всегда. В Осетии на протяжении многих веков фарн народа, общественные устои, нормы поведения, агъдау передавались из поколения в поколение, от отца к сыну в качестве незыблемого кодекса, обязательного для всех. Но почему тогда сегодня происходит явный сбой в этом процессе? Не потому ли, что изменилась сама семья? Возлагать на нее былые функции и обязанности, ожидая их четкого исполнения, бессмысленно. Часто приходится слышать и такое выражение: "Родители должны то и это..." Да ничего они сегодня не должны. Никто и ничто их не обязывает заниматься тем же нравственным воспитанием своих детей, поэтому воспитывают, кто как может. Да и есть ли у них самих то, что они должны передать своим детям? Думаю, что далеко не у всех. Потому что это поколение жестоко обделили духовно-нравственными ориентирами и ценностями в 90-х годах прошлого столетия, когда разрушали все, включая стройную и эффективную систему образования и воспитания. Нельзя передать то, чего у тебя нет.
Есть еще одна проблема, связанная с современными семьями. Во время работы в известной общественной организации часто приходилось разбираться со случаями безнравственного, асоциального поведения некоторых молодых людей. Нашей первой реакцией обычно было: "Нужно встретиться с родителями, старшими фамилии и выяснить, почему так произошло". Но затем чаще всего оказывалось, что разговаривать-то и не с кем. Рос без отца или родителей, у бабушки. С фамилией и родственниками никак не связан, и те за его поведение отвечать не хотят. Бывают и такие случаи, когда отец есть, но лучше бы не было. Потому что его личность и поведение оказывают резко негативное влияние на воспитание ребенка: пьет, бьет, хамит, сквернословит...
Несомненно, у нас довольно много высоконравственных семей, где растут воспитанные дети. Они не бросаются в глаза, но увидеть их не так сложно. Когда мои соседские мальчики и девочки при встрече весело здороваются, открывают дверь подъезда и держат ее, пропуская старшего вперед, мне сразу вспоминается известная осетинская поговорка: "Если хочешь узнать, какой в семьях агъдау, понаблюдай за их детьми". Всегда хочется пожать руку родителям таких детей и поблагодарить за правильное воспитание. Но может ли общество рассчитывать исключительно на них, строя свое будущее? Уверен, что нет.
Следующим институтом на пути становления ребенка является школа. Мое поколение 50–60-х годов прошлого столетия хорошо помнит, какую роль в нашем воспитании сыграли школа, мудрые учителя старой закалки, школьные пионерские и комсомольские отряды, формы ученического самоуправления и приобщения к общественному труду со сбором металлолома, макулатуры и с оказанием помощи колхозникам. Нам, несомненно, есть что вспомнить. Школьные годы не только дали глубокие, прочные знания, широкий кругозор, но и привили такие же устойчивые поведенческие качества: уважение к старшим, любовь к природе, труду, стремление сохранять общие ценности... Школа осталась, но поменяла содержание и направленность. К сожалению, в процессе "оказания образовательных услуг" для достижения конечной цели, сдачи ЕГЭ у педагогов остается очень мало времени на воспитательную работу. Да ее никто и не требует. Хотя многие добросовестные учителя и пытаются прививать детям азы хороших манер и правил поведения в обществе, все же эта работа сегодня несистемна и необязательна. Эффективность ее напрямую зависит от личности самого педагога и его убеждений, желания воспитать хороших, порядочных людей, а также от уважения к нему со стороны учащихся. Мне приходилось встречать многих таких учителей с большой буквы. Они, слава Богу, есть и сегодня. Низкий им поклон. Но должны ли мы в становлении будущего нашего народа уповать только лишь на энтузиастов? Ведь сегодняшние дети и есть это будущее. Оно напрямую зависит от того, что мы вложим в них, какую операционную систему установим на их "компьютеры". Наше сегодня мы уже, извините, проморгали вчера и позавчера. Результаты налицо. Разговор может идти только "о завтра и послезавтра".
Отрадно, что в школах и других образовательных учреждениях стали уделять большое внимание военно-патриотическому воспитанию. Примеры защищавших Родину дедов и прадедов, как и сегодняшних героев, отстаивающих интересы и безопасность страны в зоне СВО, имеют огромное значение. Военная тематика занимала большое место и в нашем патриотическом воспитании. Половина моих школьных учителей, включая отца, были участниками Великой Отечественной войны. Мы равнялись на них, проявляли уважение, старались быть достойными. Но если представить то время без главенствовавшей и направлявшей все и всех сильной, эффективной коммунистической идеологии и выстроенной на ее базе такой же стройной системы воспитания, не думаю, что отдельно взятая военно-патриотическая тематика дала бы такой результат. Я далек от мысли, что нужно вернуться к советской власти и руководящей роли Коммунистической партии, хотя бы потому, что это уже невозможно. Время идет вперед, повернуть его вспять нереально, как бы этого ни хотелось многим людям старшего поколения. Меняются условия, возникают новые реалии. Нужно принять эту реальность, научиться в ней жить и воспитывать младших в уже сложившихся условиях. Однако с изменением окружающих условий не меняются базовые принципы развития общества. Для эффективной системы воспитания необходима сильная и стабильная духовно-нравственная основа. Без прочного фундамента дом не может быть крепким. Стены начнут трескаться и разрушаться независимо от качества кирпича и старания каменщика.
Если принять за необходимость создание такой системы воспитания, в чем я сам не сомневаюсь, возникает вопрос: "На какой основе?" Наша республика и вся страна в целом многонациональны и многоконфессиональны. Сам осетинский народ прошел через века, сохраняя и оттачивая свой незыблемый духовно-нравственный комплекс, называемый агъдау. Он регулировал все общественные взаимоотношения, правила поведения, нормы и требования, права и обязанности каждого члена общества, определял ценности и ориентиры, то есть то, как и на чем воспитывать младших. И хотя с течением времени, изменением условий и укреплением государственных институтов роль этого комплекса в обществе немного ослабла, базовую часть его и сегодня можно и нужно использовать для создания упомянутой системы воспитания. Совершенно нелогично то, что мы росли и живем по нормам агъдау, пытаемся по ним воспитывать детей, и при этом ни в одном государственном документе, включая Конституцию республики, нет даже упоминания о нем. А ведь духовно-нравственные ценности в осетинском агъдау, основных религиях, нематериальном наследии других народов нашей страны практически одинаковы. Это общее и должно стать основой системы воспитания...
Возвращаясь к вопросу, заданному в начале статьи, могу с уверенностью сказать, что если ответственность за воспитание детей и молодежи в сегодняшних условиях не возьмет на себя государство, никакие другие институты эту огромную и важнейшую на сегодня задачу осилить не смогут. Только государство через принятие правильных решений и контроль за их выполнением может заложить фундамент будущего общего дома. Оно также может подключить к выстраиванию системы воспитания образовательные учреждения, семьи, общественные и молодежные организации, национально-культурные центры. Ведь сама проблема – тоже государственной важности. Если все перечисленные институты, руководствуясь одними и теми же принципами, духовно-нравственными ценностями и общими целями, будут работать слаженно, в одном направлении, будущее нашего общества станет вызывать меньше беспокойства...
В старом советском фильме "Вечный зов" бывший белогвардейский полковник, а во время Великой Отечественной войны – офицер немецкой контрразведки, в беседе с политработником Красной армии говорит: "Да, я согласен с тем, что Германия проиграет войну. Но на этом она не закончится. Мы продолжим свою непримиримую борьбу, в том числе используя и ваш народ". И когда тот возразил, что в нашем народе он не найдет людей, желающих поддержать эту борьбу, немецкий офицер сказал: "Мы их воспитаем". Дальше были описаны методы и средства, благодаря которым можно воспитать легкоподдающихся внешнему манипулированию космополитов, маргиналов, заботящихся только о своем личном комфорте и об удовольствиях. "Хочешь победить врага – воспитай его молодежь", – гласит старая восточная мудрость. Да, свято место пусто не бывает. Когда мы не воспитываем свою молодежь, ее воспитывают другие. Быстрый технический прогресс, скачкообразное развитие средств коммуникации и централизованный контроль за ними из западных центров оказывают им в этом огромную помощь. Сегодня смартфоны стали главными воспитателями наших детей и внуков. Общеизвестно, кто их создает и для чего. Ни духовности, ни нравственности, ни порядочности они не учат, традиционные ценности не прививают. Нам же пока некогда задуматься о последствиях.
Решение материальных, финансовых, социальных проблем, повышение уровня благосостояния – в безусловном приоритете. Но ведь не хлебом единым жив человек...