Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

ВЫПОЛНИЛ ЗАДАЧИ С ДОСТОИНСТВОМ И ЧЕСТЬЮ

[F]Роль Военно-морского флота в Великой Отечественной войне[/F]

23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. К этой дате самое непосредственное отношение имеет Военно-морской флот, поэтому важно определить его роль в Великой Отечественной войне, чтобы обеспечить дальнейшее эффективное развитие Вооруженных сил с целью обеспечения безопасности нашей страны.

Военно-морской флот, безусловно, сыграл важную роль в Великой Отечественной войне. На протяжении всей войны Военно-морской флот (далее МВФ) Советского Союза справился со всем задачами, которые ставила перед ним Родина. Главным образом, он решал важные оперативно-стратегические и оперативные задачи на морских театрах и приморских направлениях, взаимодействуя с сухопутными войсками, авиацией и войсками ПВО. Он вел также активные боевые действия по уничтожению сил флота и транспорта противника, обеспечивал надежное прикрытие военных и народно-хозяйственных морских, озерных и речных перевозок.

Военными историками правильно отмечается, что важнейшей особенностью боевой деятельности ВМФ Советского Союза в Великой Отечественной войне было то, что его главным противником был не морской, а воздушный и сухопутный. Именно поэтому за годы войны до 85% боезапаса корабельной артиллерии было израсходовано по береговым целям и до 40% самолето-вылетов морской авиации было произведено для нанесения ударов по сухопутным войскам. Судьба Великой Отечественной войны решалась на сухопутном фронте, поэтому планы флота и его действия подчинялись в основном интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях.

О Военно-морском флоте, как таковом, можно говорить с 27 мая 1935г., когда был принят Военно-морской флаг СССР. В целом, несмотря на существенные недостатки в развитии флота и военного кораблестроения, морского оружия и корабельной техники, к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе был создан Военно-морской флот, способный вести боевые действия как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок противника. Этот вывод базируется на фактах, которые приводятся в литературе, посвященной ВМФ СССР. Здесь отмечается, что:

– к началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 287 больших надводных кораблей и подводных лодок, 456 малых надводных кораблей (торпедные катера, сторожевые корабли, охотники за подводными лодками), а также вспомогательные суда. В 1939 году флот получил 112 кораблей, а в 1940 году еще 168. Особое внимание уделялось строительству подводных лодок;

– по боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы;

– на 22 июня 1941 года в Военно-морской флот СССР входили 4 флота (Черноморский, Балтийский, Северный, Тихоокеанский) и 5 флотилий. Индустриализация экономики СССР позволила в предвоенные годы начать развитие военного судостроения. В конце 1936 года была принята Большая судостроительная программа. Проектирование и закладка кораблей "большого океанского флота" велись в чрезвычайно быстром темпе;

– 30 декабря 1937 года советские военно-морские силы были выведены из состава Народного комиссариата обороны и переданы в созданный Народный комиссариат Военно-морского флота СССР. Нарком ВМФ одновременно являлся и Главнокомандующим флотом. Центральным органом управления флотом стал Главный морской штаб. Наркомом ВМФ СССР стал Николай Герасимович Кузнецов;

– Рабоче-крестьянский Красный флот принял участие в Советско-финской войне (1939–1940), получив определенный боевой опыт. Но главное – улучшилась стратегическая обстановка для флота на Балтике. Советскому Союзу отошла финская часть полуостровов Средний и Рыбачий, являвшихся "ключом" к обороне всего советского Заполярья, обеспечивая контроль с моря над единственным незамерзающим портом в СССР (Мурманским) и главной базой СФ в Полярном;

– соотношение сил (количественное) флотов Германии и Советского Союза на 21 июня 1941 года было практически равным;

– несмотря на сложную внешнюю и внутреннюю обстановку, а также сжатые сроки формирования, Балтийский флот Советского Союза представлял к 1941 году достаточно мощную силу;

– советский Черноморский флот тоже представлял собой внушительную силу: эскадра надводных крейсеров, две бригады подводных лодок, две бригады торпедных катеров, отряд учебных кораблей. В ВВС ЧФ было 632 самолета;

– в 1937 году флотилия Северного Ледовитого океана была преобразована в Северный флот Советского Союза. Североморцы в 1939–1940 гг. приобрели первый боевой опыт во время Советско-финской войны. Тем не менее начало Великой Отечественной войны для советского ВМФ было, как и для РККА, тоже крайне неудачным. На севере Балтики осуществление плана "Барбаросса" (войны Германии против СССР) началось вечером 21 июня 1941 года, когда немецкие минные заградители, базировавшиеся в финских портах, выставили два больших минных поля в Финском заливе. Эти минные поля, в конечном счете, смогли запереть советский Балтийский флот в восточной части Финского залива. Но самым тяжелым по результатам оказалась эвакуация основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года.

Вопрос о потерях в корабельном составе и гибели людей (как и в оценках самого Таллинского перехода) остается спорным, оценки историков и авторов публикаций на эту тему значительно отличаются друг от друга. На мемориальной доске в память о погибших участниках Таллинского перехода указано 10 903 погибших. Безусловно, это – трагическая страница в истории Военно-морского флота и Великой Отечественной войны. В то же время нужно признать, что в труднейших условиях командующему Балтийским флотом ценой огромных жертв, но все же удалось привести в Кронштадт большинство кораблей и спасти большинство людей. Приказ Гитлера о недопущении прорыва сил Балтийского флота из Таллина немецко-финским подразделениям выполнить не удалось. Несмотря на большие потери, Балтийский флот сохранил свою боеспособность. Боевые корабли, выведенные в Кронштадт, затем принимали участие в обороне Ленинграда и поддержке с моря частей РККА и ВМФ, действовавших на суше.

В первый день войны Черноморский флот потерь не имел. Но за первые 6 месяцев на минных полях погибло 7 советских подводных лодок, были и другие ощутимые потери. Так печально началась война для нашего флота. Все оправдательные ссылки на внезапное, вероломное нападение фашисткой Германии на Советский Союз, мягко говоря, несостоятельны. Так, Н.Г. Кузнецов в своих воспоминаниях писал: "О стратегической внезапности нападения 22 июня 1941 года не может быть и речи". Скорее всего, военное и политическое руководство СССР хотя и готовило страну к войне, но не к обороне, а только к войне наступательной, на чужой территории. К обороне же советские Вооруженные силы, в том числе и ВМФ, были не готовы. Отечественная военная наука оказалась неспособной правильно определить облик войны будущего. Сам характер будущей войны априори исключал для ВМФ возможность к ней подготовиться: представить реальный ход событий было практически невозможно даже после того, как война началась, а значит, и подготовиться к этим событиям было нельзя. Это очень важный факт, который обычно упускают из виду. ВМФ готовился совсем не к такой войне. Следует признать, что самая главная причина состояла в неэффективном управлении ВМФ со стороны Главного командования Военно-морского флота и командования региональных флотов. Поистине роковое значение было в том, что ни до войны, ни в ходе ее место ВМФ в общей системе управления вооруженными силами не было определено, отмечается правильно в книге "Главный штаб ВМФ: история и современность. 1996–1997".

Военно-политическое руководство СССР не имело ясности в строительстве и развитии Военно-морского флота. Историки также возлагают вину на массовые репрессии. Среди репрессированных было 4 командующих флотами, много командиров соединений и кораблей, что не могло не отразиться на боеспособности флота. В СССР к 1941 году просто не существовало в достаточном количестве компетентных военно-морских командных кадров. В 1941–1942 гг. разница в уровне боевой подготовки к войне и боеготовности офицерских кадров между флотами (советским и немецким) была не в нашу пользу.

Следующим фактором являлось низкое техническое и технологическое развитие флота (как и страны в целом). Качественное состояние некоторых боевых кораблей и вооружения ВМФ уступало германскому; много было вооружения и устаревших образцов военной техники с низкими тактико-техническими характеристиками. Часть кораблей была построена еще до Первой мировой войны. Советские подлодки и советские торпеды значительно уступали подобным образцам в развитых странах. С надводными кораблями ситуация была несколько лучше. Только в ходе войны были созданы отдельные образцы оружия, по ряду параметров превосходившие западные. Наш флот провел всю войну с устаревшей техникой. Немцы тогда хоть и не массово, но применяли и реактивные самолеты, и реактивные противотанковые гранатометы, баллистические и крылатые ракеты, управляемые бомбы, что, безусловно, повлияло на ход боевых действий.

Самым неблагоприятным для советского флота был период 1941–1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Большие потери на флоте в первый период войны отчасти можно объяснить неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации. Крайне неудачно развивавшиеся для Красной армии приграничные сражения на сухопутном фронте поставили в тяжелое положение и флот. Однако неудачи в начале войны во многом компенсировались ожесточенным сопротивлением советских военных моряков, из-за чего страны гитлеровской коалиции так и не смогли добиться очевидного преимущества на море. И Военно-морской флот после первых ошибок и промахов, приобретя первый боевой опыт, уверенно и надежно встроился в общий ход борьбы против фашистских агрессоров и включился в активную борьбу за победу в войне.

Военные специалисты также отмечают, что главным успехом советского флота в годы Великой Отечественной войны стало то, что он, в отличие от других видов Вооруженных сил, встретил войну в боеготовом состоянии. 22 июня 1941 года мы не потеряли ни одного корабля, ни одного самолета авиации ВМФ. Все налеты фашисткой авиации на базы флота были отражены огнем корабельной и береговой артиллерии. В три часа 6 минут ночи 22 июня 1941 года начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Иван Елисеев приказал открыть огонь по германским самолетам, которые вторглись далеко в воздушное пространство СССР, чем и вошел в историю. Это был самый первый боевой приказ в Великой Отечественной войне – дать отпор напавшим на СССР немецким войскам. 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: "Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия". Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши военно-морские базы, поставили минные банки на путях германских конвоев.

С августа 1941 года Военно-морской флот начал решать важнейшую задачу, которая во многом обеспечила Победу СССР в Великой Отечественной войне: обеспечение проводки союзных конвоев, доставлявших по ленд-лизу в Советский Союз вооружение, военную технику, стратегические товары и материалы. Эту задачу решали Северный и Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия. Военные моряки оперативно совершенствовали свое боевое мастерство и успешно осваивали поступающие на флот новые корабли, оружие и технику. Всего за годы войны советское производство дало флоту 2 легких крейсера, 25 эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и тральщиков, 56 подводных лодок, свыше 1100 единиц легких надводных судов и катеров.

Не описывая подробно героизм и успехи всех флотов в отдельности, отметим неоценимый вклад Черноморского флота в оборону Одессы (5 августа – 16 октября 1941 года) и оборону Севастополя (4 октября 1941 – 4 июля 1942 года). Более двух месяцев оборона Одессы сдерживала крупные силы румынской армии, а оборона Севастополя свыше восьми месяцев сковывала значительную группировку немецко-фашистских сил в Крыму, не дав использовать ее в весеннем наступлении на юге в 1942 году. Силы ЧФ в большой степени способствовали успеху оборонительных действий Советской армии на Северном Кавказе.

Действия советского флота по нарушению морских коммуникаций противника оказали серьезное влияние на ход вооруженной борьбы на приморских направлениях советско-германского фронта. Они лишали противника возможности значительно пополнять группировки своих войск, в ряде случаев срывали ведение наступательных действий и ограничивали оборонительные возможности этих группировок.

Важным вкладом в достижение победы над фашистами были десантные операции советского Военно-морского флота. Всего силами флота за войну высажено более 120 морских оперативных и тактических десантов общей численностью более 250 тысяч человек. В среднем флот каждую неделю высаживал 1 десант. В то же время активными действиями не позволял немцам высадить ни одного крупного десанта на наше побережье, хотя они располагали кораблями специальной постройки и имели опыт успешного проведения таких операций на западно-европейском театре. За годы Отечественной войны флотами и флотилиями ВМФ, без учета мелких десантов с разведывательными диверсионными и другими целями, было высажено 110 десантов. В состав оперативных десантов входило от трех до 7 дивизий общей численностью до 40 -80 тыс. человек.

Большой вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне внесла морская пехота. В СССР морская пехота, как особый род сил ВМФ, была сформирована в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны насчитывалась только одна бригада морской пехоты, но по ходу отражения агрессии немецко-фашистских захватчиков были созданы 19 бригад, 13 полков и более 70 батальонов морской пехоты, общая численность которых составила около 100 тыс. человек. "В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов они самоотверженно сражались на суше и на море, внесли неоценимый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков. Гитлеровцы боялись морских пехотинцев как огня и называли их "черная смерть" или "полосатые дьяволы", – отметил министр обороны Андрей Белоусов. Он же заявляет, что российские морские пехотинцы с честью выполняли свой конституционный долг по борьбе с терроризмом на Северном Кавказе, в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в обеспечении безопасности в морских водах – и не только в России, но и за ее пределами, в том числе в борьбе против сомалийских пиратов в Индийском океане, а также с мировым терроризмом в Сирийской Арабской Республике.

Важную роль на приморских направлениях играла береговая оборона флота. С первых дней войны флоту пришлось в условиях крайне тяжелой обстановки, складывающейся на сухопутных фронтах, решать вопросы обороны военно-морских баз с суши: Мурманска, (164 дня), Одессы (73 дня), Севастополя (250 дней). Для сравнения: английская военно-морская база Гонконг оборонялась от японцев всего одну неделю. Тем самым наш флот способствовал замедлению продвижения противника на приморском направлении, что имело стратегическое значение, так как непосредственно влияло на срыв планов немецко-фашистского командования. Безусловно, существенную роль в береговой обороне флота сыграла именно морская пехота. Флот всегда уходил последним из своих баз. Армия ушла от Одессы, но Приморская группа войск продолжала бороться с врагом в окружении.

Очень важный момент в оценке результативности действий ВМФ – сухопутные войска оказались неспособны защитить приморские города от наступления с суши, что привело к утрате флотами (кроме Северного) баз, ремонтных и производственных мощностей. Противостоя крупным силам противника, советский флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил 628 и повредил 237 боевых кораблей и транспорта, 1308 самолетов врага.

"Но главным капиталом Военно-морского флота были матросы, старшины и офицеры, которые служили на кораблях и в береговых частях. И какие бы ошибки и просчеты не обсуждались в деятельности советского ВМФ, неизменным останется то, что военные моряки отличались мужеством и героизмом. Они самоотверженно сражались и успешно решали боевые задачи. Родина воздала им по заслугам. В 1944 году учреждены специальные морские награды – ордена Ушакова I и II степеней и Нахимова I и II степеней и медали Ушакова и Нахимова".

Всего за годы войны орденом Ушакова I степени было награждено 22 человека, из них 8 – дважды. Кроме того, ордена Ушакова I степени было удостоено 10 соединений и частей ВМФ. Орденом Нахимова I степени награждались части и соединения ВМФ. Всего орденом Нахимова I степени было произведено 82 награждения, орденом Нахимова II степени – 469 награждений.

Так, и один из наших земляков, уроженец с. Христиановского (ныне г. Дигора) Северной Осетии Астан Кесаев, назначенный командиром подводной лодки М-117 – "Малютка", участвовал в боях за освобождение Новороссийска, в победоносном завершении Битвы за Кавказ, совершал дерзкие походы в тыл фашистов. Каждый боевой поход заканчивался уничтожением вражеских кораблей. Он стал снайпером торпедной стрельбы, одним из лучших командиров подводных кораблей Черноморского флота.

"Только за 11 месяцев 1943 года подводная лодка под командованием лейтенанта Кесаева совершила семь походов на позицию врага и потопила семь кораблей общим водоизмещением 20200 тонн. Огромный транспорт, груженный войсками, боевой техникой, охранявшие его пять боевых кораблей. За весь период ВОВ Астан Кесаев совершил 14 боевых походов и провел десять торпедных атак, потопив при этом шесть транспортов и три десантные баржи врага. 3 декабря 1943 г. он был представлен к званию Героя Советского Союза ".

Опыт Великой Отечественной войны показал, что советский флот, образно говоря, воевал в основном с "берегом". Воевал успешно, результативно. И говорить о победах флота нужно обязательно. Многие соединения, части и корабли стали гвардейскими, краснознаменными, орденоносными. Многим присвоены почетные наименования освобожденных ими городов. Более 350 тысяч военных моряков награждены орденами и медалями, около 600 человек стали Героями Советского Союза, а семеро: разведчик-североморец В.Н. Леонов, морские летчики А.Е. Мазуренко, В.И. Раков, Б.Ф. Сафонов, Н.Г. Степанян, Н.В. Челноков и катерник А.О. Шабалин – удостоены этого звания дважды. Все это совершенно справедливо, поэтому кощунственно звучит, когда кто-то высказывает мнение об искусственности этих наград. Надо справедливо отдать должное командующим региональными флотами, которые все годы войны уверенно вели своих подчиненных к Победе.

Главный вывод: свои задачи советский Военно-морской флот в годы Великой Отечественной войны выполнил, с достоинством и честью: и в океанах, морях, и на сухопутных фронтах. А в 1945 году (август–сентябрь) он участвовал в войне с Японией и внес весомую лепту в разгром японских милитаристов и завершение Второй мировой войны.

В Приказе Верховного главнокомандующего И.В. Сталина от 22 июля 1945 года, посвященного Дню Военно-морского флота, отмечалось: "Боевая деятельность советских моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством. Моряки подводных лодок, надводных кораблей, морские летчики, артиллеристы и пехотинцы восприняли и развили все ценное из вековых традиций русского флота. На Балтийском, Черном и Баренцевом морях, на Волге, Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Флот до конца выполнил свой долг перед Советской Родиной".

Военно-морской флот сыграл важную роль в сохранении РФ в 1990-е годы благодаря разделу Черноморского флота бывшего СССР. Переговоры и процесс раздела продолжались почти целое десятилетие. Соглашение о разделе было подписано 9 июня 1995 года и уточнено рядом дополнительных Соглашений от 28 мая 1997 года. В итоге за Россией осталась база флота в Севастополе и примерно 4/5 кораблей, а также значительная часть другого имущества. Наиболее боеспособный личный состав также остался под командованием России.

Раздел флота сыграл большую роль в Крымском кризисе, начавшемся в 1990-х годах. Сохранение за Россией базы в Севастополе в итоге стало важным фактором в воссоединении Крыма с Россией в 2014 году. Большой вклад в эти процессы внес Сергей Меняйло, назначенный Указом Президента Российской Федерации в 2009 году заместителем командующего Черноморским флотом. Он принимал участие в кампании по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Корабли под его командованием доставили в Южную Осетию контингент для мирного урегулирования конфликта. Во время боевых действий под его началом в Абхазию был выслан отряд кораблей Черноморского флота. За верную службу Сергей Меняйло был представлен к ряду почетных наград. В 2011 году был уволен в запас в звании вице-адмирала.

В конце 2013 года во время политического кризиса на Украине, приведшего к смене власти, события, происходившие в столице, повлияли на обстановку в Крыму и Севастополе. По словам Алексея Чалого, объявленного "народным мэром" Севастополя на митинге 23 февраля, Сергей Меняйло "был с нами с первых дней революции, здорово помог в формировании отрядов самообороны Севастополя".14 апреля 2014 года Указом Президента РФ Сергей Меняйло был назначен исполняющим обязанности губернатора Севастополя. С октября 2014 года по июль 2016 года он – губернатор Севастополя, одновременно возглавлял правительство Севастополя, а затем Сибирский федеральный округ. Ныне успешно возглавляет РСО–А. Он уже в начале этого года провел заседание республиканского Оргкомитета "Победа" и отметил, что есть соответствующее поручение о праздновании 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим к 9 Мая предполагается проведение более 150 различных мероприятий и акций, свидетельствующих о Великом Подвиге наших отцов и дедов во имя защиты нашей Родины и направленных на патриотическое воспитание молодежи, формирование у них гражданского долга перед своим Отечеством и будущими поколениями.

Автор: Александр ЦАЛИЕВ, зав. каф. органов власти и публичного права, профессор СКГМИ (ГТУ), заслуженный юрист РФ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 313

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика