Но, несмотря на благополучное исполнение бюджета Северной Осетии за прошедший год, требуются разработка новых и совершенствование действующих механизмов поддержки экономики муниципалитетов, направленных на поддержание бюджетной устойчивости и самостоятельности местных бюджетов, стимулирование инфраструктурного развития, создание более прозрачной модели межбюджетных отношений на региональном уровне.
Основа же реализации всех задач, решаемых через бюджетную политику, – в финансовом наполнении с помощью налогов и платежей. В этом плане по поручению главы республики проведена инвентаризация, выявившая тысячи объектов недвижимости, в том числе не имеющих зарегистрированных правоустанавливающих документов. Они поставлены на учет и платят налоги. Для решения вопросов собираемости налогов и платежей в каждом районе созданы рабочие группы в составе руководителей муниципальных образований, представителей минимущества, налоговой службы и других структур. Есть и результаты целенаправленной работы Управления Федеральной налоговой службы по РСО–А. В итоге благодаря совместным действиям в 2024 году в консолидированный бюджет Российской Федерации по РСО–А поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей в сумме 33 369,6 млн руб., что на 6919,2 млн, или на 26,2% больше поступлений 2023 года.
Основная часть, или 88,8% доходов консолидированного бюджета формируется за счет поступлений следующих бюджетообразующих налогов: налога на доходы физических лиц – 34,4% от общего объема поступлений, акцизов по подакцизным товарам – 19,2%, налога на добавленную стоимость – 13,2%, налога на прибыль – 12,1%, налогов на имущество – 9,9%.
Из общей суммы налоговых платежей в федеральный бюджет перечислено 29,4%, в консолидированный бюджет республики – 70,6%.
Налогов и сборов в федеральный бюджет поступило в сумме 9815,6 млн руб. Темп роста поступлений по сравнению с 2023 годом составил 139,6%, это наивысшая динамика, достигнутая, в том числе, благодаря структурному перераспределению доходов в пользу федерального бюджета.
В структуре его доходов основная доля формируется за счет поступлений по налогу на добавленную стоимость – 44,8% и акцизов по подакцизным товарам – 43% .
В консолидированный бюджет Республики Северная Осетия – Алания в 2024 году поступило 23554 млн руб., что на 4134,7 млн, или на 21,3% больше поступлений прошлого года. Доходы республиканского бюджета составили 16556,6 млн руб. с темпом роста поступлений по сравнению с 2023 годом в 120,6%. В доход муниципальных образований мобилизовано 6997,4 млн руб., что на 1304,8 млн, или на 22,9% больше поступлений прошлого года.
Налогов на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 11 470,3 млн руб., что на 1854,8 млн, или на 19,3% больше поступлений 2023 года.
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в текущем году составили 4051,3 млн руб. Темп роста поступлений по сравнению с 2023 годом – 113,2%.
Налога на добавленную стоимость в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в 2024 году в сумме 4398,9 млн руб. Динамика поступлений по сравнению с прошлым годом отрицательная – 99,1%.
Поступления акцизов по подакцизным товарам в консолидированный бюджет Российской Федерации в текущем году составили 6413,4 млн руб., что на 3130,5 млн, или в 2 раза больше поступлений 2023 года.
Налогов на имущество в текущем году поступило в сумме 3299,4 млн руб. Темп роста поступлений по сравнению с 2023 годом составил 115,6%.
Значительно больше стало поступать налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет Российской Федерации, всего 133,4 млн руб. с темпом роста по сравнению с прошлым годом в 146%.
Поступления налогов на совокупный доход составили 2672,7 млн руб., что на 623,8 млн, или на 30,4% больше поступлений 2023 года.
В 2024 году поступило страховых взносов на обязательное социальное страхование, администрируемых налоговыми органами, в объеме 15 542,1 млн руб., что на 3 293,7 млн, или на 26,9% больше поступлений прошлого года, в том числе в бюджет: Пенсионного фонда Российской Федерации – 11312,2 млн руб. (126,3% к поступлениям прошлого года), Федерального фонда социального страхования – 1310,4 млн руб. (130,8% к поступлениям прошлого года), Фонда обязательного медицинского страхования – 2919,5 млн руб. (127,7% к поступлениям прошлого года).