Вел заседание председатель парламента
Алексей Мачнев
. Для участия в нем были приглашены руководитель Службы финансового контроля РСО–А
Алла Бдайциева
и министр экономического развития республики
Казбек Томаев
. Это было обусловлено тем, что Совет парламента должен был рассмотреть изменения в закон "О бюджетном процессе в РСО–А" и проект закона "О стратегическом планировании в РСО–А". Автором обеих законодательных инициатив является правительство республики.
Как пояснила
А. Бдайциева
, изменения вносятся в связи с тем что по действующему законодательству Служба финансового контроля, созданная в 2015 году указом Главы республики, не имеет полномочий для проверки состояния финансов муниципальных органов власти, за исключением государственных целевых программ на условиях софинансирования из средств муниципальных бюджетов. Поэтому правительство предлагает наделить службу финансового контроля соответствующими полномочиями.
В ходе обсуждения депутат
Вадим Суанов
выразил сомнение в целесообразности проведения проверок двумя контролирующими финансовыми органами. По его мнению, достаточно Контрольно-счетной палаты, которая вполне справляется со своими обязанностями. Но, как пояснил председатель бюджетного комитета
Асланбек Хадарцев
, у них все-таки немного разные направления деятельности, а председатель республиканской КСП
Инал Калицов
отметил, что, поскольку 75 процентов муниципальных образований являются дотационными, то право контроля за службой сохраняется, и все республиканские средства будут под ее контролем.
Что касается второго законопроекта, инициированного правительством, то сразу возник вопрос о своевременности его принятия, ведь соответствующий документ на федеральном уровне еще не принят. "Не придется ли нам потом снова вносить в уже принятый республиканский закон многочисленные поправки?" – поинтересовался спикер парламента
А. Мачнев
. Министр экономического развития республики
Казбек Томаев
пояснил: "Наш законопроект о стратегическом планировании носит рамочный характер. Отсутствие подзаконного нормативного акта на федеральном уровне для его принятия не является препятствием. Более того, федеральный закон предусматривает еще и принятие ряда подзаконных актов. В то же время субъектам рекомендовано на своем уровне принять региональные законы. Некоторые уже этим правом воспользовались. Мы тоже устанавливаем общие подходы и общие принципы для принятия уже конкретных законов о стратегии, других подзаконных актов. Поэтому считаем, что в таком формате можно и нужно двигаться дальше".
По мнению
А. Хадарцева
, стратегия планирования – не умозрительный документ, она должна быть понятна не только ее разработчикам, но и каждому жителю республики: каковы ее цели и задачи, от чего будет зависеть благосостояние республики в целом и каждого из нас. Поэтому очень важно заложить ее прочный правовой фундамент. И для наглядности привел пример с карамельной "подушечкой" – откуда в ней берется сладкое повидло.
Рассмотрели депутаты и изменения в ряд статей Земельного кодекса РФ, в частности, о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим троих и более детей. В настоящее время, как пояснил председатель комитета по аграрной политике
Виктор Темираев
, интересы малолетних детей не учитываются, и нерадивые родители продают участки, не думая о будущем своих детей. Поэтому здесь необходим правовой барьер, который препятствовал бы подобным действиям. А депутат
Вадим Суанов
предложил также рассмотреть вопрос о том, чтобы семьи, имеющие троих и более детей, имели возможность получить земельный участок и при наличии у них жилья. Сегодня такую возможность имеют лишь те семьи, которые своего жилья не имеют. А ведь эти заветные сотки могли бы стать как подспорьем для многодетной семьи, так и для улучшения жилищных условий.
Еще один проблемный вопрос, касающийся землепользовании, поднятый в ходе обсуждения поправок к Земельному кодексу, – это необходимость соблюдения баланса интересов землепользователей. Депутаты считают, что увеличение арендной платы "всем подряд" – и тем, кто сам обрабатывает землю, и тем, кто сдает ее в субаренду – это неправильно и несправедливо. Прозвучало и такое мнение, что надо отменить субаренду земель вообще, так как "латифундисты" увеличивают свои капиталы, сами ничего не создавая и не производя на этой земле.
Не сходит с повестки дня и тема оплаты коммунальных услуг на ОДН. Депутаты в очередной раз приняли поправки и обращение к Председателю Правительства РФ по поводу порядка определения расходов на оплату по этому виду услуг. Поводом на этот раз послужило Постановление Правительства №1498, которое, вместо того чтобы "отменить ОДН", внесло неразбериху в порядок расчета размера платы за ОДН и привело к его росту, особенно за электроэнергию. Предлагается, чтобы при наличии общедомового прибора учета на основании решения собрания жильцов объем потребленных ресурсов распределялся между собственниками помещений. Собственно, как это и было до того как расходы на ОДН были включены в состав жилищной услуги, и ради чего устанавливались общедомовые счетчики.