-Людмила Владимировна, Вы по профессии библиотекарь, а если бы повернуть историю вспять, кем бы Вы хотели стать?
- Думаю, ничего бы не изменилось в моём решении. Родилась в 1961 году, тогда Шиханы были ещё посёлком, в семье военнослужащего. В 1978-ом году закончила среднюю школу и сразу пошла работать в библиотеку. О том, чтобы посвятить свою жизнь книгам и просвещению, мечтала с детства. Вместе с мамой подолгу пропадали в библиотеке: выбирали книги, наслаждались шелестом страниц, запахом типографской краски, тишиной читального зала.
Мечта воплотилась и стала делом всей жизни. Заочно окончила библиотечный факультет культпросветучилища с красным дипломом, потом филологический факультет Саратовского педагогического института. Всё это время продолжала трудиться в библиотеке, ставшей родной. Так что, это была мечта, профессию не поменяла бы.
- Многие женщины стесняются называть свой возраст, а Вы так легко говорите, что Вам исполнится 55 лет. Получается, Вы спокойно принимаете наступление пенсионного возраста?
- У меня никогда не было комплексов по поводу возраста. Сколько дал мне Бог - все годы мои.
- Годы перестройки можно назвать "золотыми" для библиотек. Был потрясающий интерес к книгам!
- Сейчас даже не верится, что в 80-е годы в читальный зал библиотеки стояли очереди за справочными пособиями, энциклопедиями, чтобы почитать периодику. А в то время только журналов выписывали 40 - 50 наименований!
В 80-90-е годы, когда повеял ветер свободы, в "толстых" журналах стали печатать ранее запрещённых авторов, таких как Солженицын, Дудинцев и др. Так за этими журналами выстраивались очереди за месяц.
Жизнь была насыщенной и интересной. Проводили литературные вечера и диспуты, обзоры новых книг и специальной литературы, различные беседы. С детьми проводили библиотечные уроки: учили их пользоваться библиотекой, каталогами, правильно обращаться с книгой.
– Люди запоем читали запрещённые книги Солженицына, Варлама Шаламова, Анатолия Приставкина и десятков других замечательных писателей. Как Вы считаете, это изменило сознание людей? Как получается, что человек читал правду о колымских лагерях и продолжает считать Сталина великим руководителем страны? Или Вас не волнуют такие вопросы?
- Такие вопросы не могут не волновать! В то время, когда люди выстраивались в очереди за Солженицыным, мы как раз и проводили в библиотеке дискуссии, обсуждения таких животрепещащих тем. И я не думаю, что, прочитав о колымских лагерях, люди не изменили своего мнения о сталинской эпохе.
Если человек читал правду о сталинских репрессиях, он не может считать Сталина великим вождём страны. Возможно, кто-то читал книги, чтобы быть, как говорится, в курсе, чтоб блеснуть своими знаниями в кругу друзей. Ведь это было время, когда было неприличным не знать, что публикует "Новый мир" или журнал "Огонёк", к примеру. Но в целом те книги изменили сознание людей.
Жаль, что всплеск интереса к книге был коротким, люди ушли в решение проблем с выживанием, что называется, в материальные проблемы. Поэтому уверена, что просветительская миссия всё-таки остаётся за книгами.
- Но ведь на наших глазах выросло целое поколение детей, которые не читают книги. Что с этим делать? Ворчать на плохую молодежь и заставлять читать насильно? Или принять это как данность и попытаться приобщить детей хотя бы к электронным книгам? У Вас есть какие-то советы родителям?
- Я считаю, что нельзя ни в коем случае ворчать на детей, тем более заставлять их читать. Ведь заставляя, мы добиваемся обратного - отвращения к чтению. Самое лучшее в приобщении к чтению - это личный пример родителей. Хорошо, когда в семье есть традиция ежевечернего чтения. А ещё лучше - чтение книги вместе с ребёнком, обсуждение прочитанного, зарисовка героев книги. Надо сделать так, чтобы книга стала лучшим подарком. Пусть родители вместе с детьми выбирают книгу в магазине. Ребёнок будет ориентироваться на красочные картинки, а взрослый пусть позаботится о её содержании. Всегда важно хвалить детей, даже за самые скромные достижения в чтении. Ну, и, как известно, запретный плод сладок. Скажите ребёнку, что эту книгу ему читать ещё рано, и он обязательно её прочтёт!
- Вы увлекаетесь флористикой. Это просто умение составлять букеты или что-то большее? Что дает это увлечение Вам?
Флористика - это не только составление букетов. У меня есть множество работ, выполненных в форме панно. Гуляя в лесу, внимательно смотрю под ноги. Иногда попадаются интересные корни, коряги. Из них делаю свои работы. В последнее время попробовала сочетать фон, написанный масляными красками, и сухоцветы на нём. Получились интересные картины. Увлечение моё- это самовыражение, моя фантазия, уход в мир природы, соединение с ним.
- Представьте, что Вам попалась золотая рыбка, какие три желания Вы попросили её исполнить?
Первое - это, конечно, пожелать здоровья себе и близким. Второе - не потерять с годами интереса к жизни, работе, общению. И третье - так хочется стабильности и уверенности в завтрашнем дне!
Напомним, что Людмила Шерстобитова за свой труд награждена многими грамотами и благодарностями, самыми ценными из них являются Почётные грамоты губернатора Саратовской области, Министерства культуры. А в 2007-ом году Шерстобитовой было присвоено звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Чтобы возродить интерес к книге и чтению, депутатом Государственной Думы Николаем Панковым был объявлен конкурс "Библиотека - территория чтения", в котором Людмила Владимировна заняла второе место. Тема её работы: "Библиотеке - второе дыхание". Название темы как нельзя лучше отражает настрой самой Шерстобитовой на ближайшее будущее. Она полна творческих планов, чтобы продолжить работу в любимой библиотеке, ставшей для неё не вторым, а скорее первым домом.