В ЕКАТЕРИНОВСКОМ Доме детского творчества двери распахнуты для всех детей школьного возраста, желающих провести свое внеурочное время активно, познавательно, открыть новые грани творчества, декоративно-прикладного искусства, проявить личные возможности в общественной, конкурсной деятельности. И сегодня наш рассказ о поселковом учреждении дополнительного образования, а собеседником выступает его директор — гостеприимная хозяйка удивительного мира детского творчества - Татьяна Владимировна Михайлова.
- ТАТЬЯНА Владимировна, дополнительное образование - один из элементов комплексной модернизации современной системы образования. Объясните, почему так важна данная составляющая в период взросления человека и должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса в целом?
- Приоритеты развития дополнительного образования детей до 2020 года определены в ряде государственных документов, на это же нацелена стратегия его государственной поддержки. По поручению президента Владимира Путина разрабатывается "Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации". Дополнительное образование, обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью оперативно реагировать на "вызовы времени", является одним из определяющих факторов развития способностей и интересов гражданского, социального и профессионального самоопределения детей и подростков. Дополнительное образование позволяет "дополнить" систему общего образования, улучшить её, развить, обеспечив познавательную мотивацию, предоставляя возможность свободного выбора образовательной траектории и личностного развития ребенка.
- МОЖНО ли обозначить основные цели деятельности Дома детского творчества?
- Да, это формирование единого образовательного пространства, которое позволяет повысить качество образования и воспитания ребенка, реализация процесса становления личности в разнообразных развивающих средах, содействие жизненному самоопределению ребенка и его адаптации в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
- РАССКАЖИТЕ о структуре образовательного процесса учреждения, ведущих направлениях деятельности его специалистов?
- Мы работаем и в будни, и в праздничные дни, и в дни школьных каникул. В коллективе учреждения 14 человек — замечательные педагоги. Активно функционируют и востребованы детьми 16 объединений, посредством которых они увлекаются изобразительным, декоративно-прикладным искусством, хореографией и спортивными занятиями, осваивают азы английского языка. В нашем учреждении обучаются 274 ребенка — каждый нашел для себя занятия по душе. Наши воспитанники — активные участники творческих конкурсов различных уровней, зачастую призеры и победители, что говорит и об успешных результатах их творческой деятельности, и о высоком профессионализме, мастерстве наших талантливых педагогов. Мы активно сотрудничаем не только с школами Екатериновки, но и поддерживаем конструктивный диалог со всеми образовательными учреждениями района на предмет участия школьников в различных районных, областных и даже Всероссийских конкурсах, которые проводятся в очной, заочной формах. Таким образом, наше учреждение всегда позиционирует себя как открытую педагогическую систему, активно участвующую в создании единой воспитательной среды района.
- СИСТЕМА школьного образования в последние годы претерпевает значительные изменения, отражается ли дух инноваций и перемен на системе дополнительного образования?
- Дополнительное образование, его система способствуют раскрытию и реализации внутреннего потенциала интенсивно развивающейся личности ребенка, выявлению и поддержке его способностей, таланта. Именно в учреждении дополнительного образования происходит становление самоактуализирующейся личности. А сама система по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
- ТАТЬЯНА Владимировна, расскажите о коллективе, познакомьте наших читателей с педагогами Дома детского творчества.
- Сегодня наш коллектив — это настоящая педагогическая команда с высоким уровнем сплоченности и взаимопонимания. Важен вклад каждого педагога в общее дело. Каждый из нас работает на общий результат. В коллективе одобряется творческая активность, в целом поддерживается благоприятный микроклимат. В настоящее время обучающимся предлагаются широкие возможности для заполнения своего досуга. И педагоги дополнительного образования делают так, чтобы ребята пришли именно к ним, и не просто пришли, а остались в объединении на весь период обучения. Поверьте, если у педагога "горят" глаза, если он в постоянном поиске чего-то нового, интересного, если он уходит от обыденных стандартных занятий и приглашает детей в мир дополнительного образования с использованием новых, нетрадиционных форм их организации — это возможно. Применение нетрадиционных форм занятий — это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Нетрадиционные формы обучения применяют педагоги с большим стажем - Валентина Владимировна Горшенина, Наталия Николаевна Ишина, Наталья Геннадьевна Кирьянова.
- А ЕСТЬ ли в коллективе молодые перспективные специалисты?
- Да, недавно в одном из направлений декоративно-прикладного творчества начала работать педагог Наталья Геннадьевна Митина. Убедительно заявила о себе молодой педагог дополнительного образования Светлана Алексеевна Минаева. Вместе со своими воспитанниками она результативно участвует во всех районных, областных и Всероссийских конкурсах. Помимо того, наш мастер бисероплетения является районным куратором "Российского движения школьников", а также выдвинута кандидатом молодежного парламента. Добавлю, что открыт новый кружок "Юный фотограф", который ведет Сергей Геннадьевич Судьин. Дети охотно осваивают не только азы, но и тонкости разнообразной техники фотографии.
- ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ коллектив учреждения "Бусинки" систематически дает нам повод рассказать на страницах издания об их заслуженных успехах и победах. Руководит дружной танцевальной командой Елена Медведева.
- Елена Геннадьевна — педагог с большой буквы, способная открыть и развить танцевальные способности в каждом ребенке. Благодаря педагогу воспитанники начинают не только красиво двигаться в танце, но и получать неповторимую радость от процесса, результатов репетиционного труда, который всегда оправдывается выступлениями на самых ярких районных культурно-массовых мероприятиях. "Бусинки" - лауреаты, победители областных, Всероссийских, Международных конкурсов и фестивалей, обладатели призовых кубков, грамот, дипломов министерства культуры Саратовской области... Дети с огромным удовольствием посещают кружок танцев.
- ТАТЬЯНА Владимировна, насколько известно, возрастает интерес детей и их родителей к кружку английского языка.
- Совершенно верно, это объединение пользуется большой популярностью. Занятия проводит педагог Ольга Александровна Кочнева, которая охотно и с любовью делится своими лингвистическими знаниями с детьми. А еще участники этого объединения, расширяя свой кругозор, знакомятся с традициями, особенностями быта, взаимоотношениями жителей англоязычных стран.
- КАКИЕ специалисты направляют и координируют многообразную работу учреждения дополнительного образования?
- Эта ответственная задача возложена на опытных и профессиональных методистов — Анну Николаевну Аринушкину, Юлию Викторовну Клюкину и Александру Александровну Сазонову. С большим уважением говорим и вспоминаем время работы с нашими коллегами — Светланой Алексеевной Китаевой, Аллой Алексеевной Герман, Зинаидой Дмитриевной Хохловой. С большим энтузиазмом, самоотдачей мы занимались общим делом. Я искренне благодарна всем, кто в разные годы работал в стенах этого учреждения, кто работает здесь теперь. Это неравнодушные, любящие детей и "горящие" творчеством люди, настоящие мастера своего дела.
- ПРОЦЕСС дополнительного образования детей организовывается только в стенах учреждения?
- Внеурочные занятия проводятся в первой поселковой школе. К занятиям привлекаются учащиеся начальных классов.
- ТАТЬЯНА Владимировна, деятельность Дома детского творчества направлена и на проведение различных тематических мероприятий. В завершение беседы несколько слов об этом.
- Ежегодно в Доме детского творчества проводится ряд массовых мероприятий: "День открытых дверей", "Праздник мам", "День пожилого человека", Новогодние и Рождественские Елки, "Масленица", благотворительные акции, тематические часы и многие другие мероприятия, охватывающие все возрастные группы школьников. Организовываем для детей активный познавательно-развлекательный досуг на время каникул... И еще раз подчеркну, общие усилия педагогического коллектива направлены на то, чтобы Дом детского творчества процветал и был всегда любимым местом для тех, кто ищет доброту, понимание и мир творческих открытий. Жизнь здесь всегда "кипит", а атмосфера — особенная, позитивная.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПОКА мы беседовали с директором учреждения, в кабинетах бурлила - кипела творческая жизнь. Шла очередная репетиция "Бусинок". Юные любители декоративно-прикладного творчества лепили новогодние поделки из соленого теста. Одни девчонки и мальчишки мастерили поделки из природного материала, другие - готовили панно из бисера, цветных круп и рисунки к предстоящим областным конкурсам. Еще за одной дверью слышалась звонкая детская речь на английском языке, а в актовом зале набирала обороты подготовка к приближающимся новогодним торжествам. Действительно, атмосфера особенная...
Беседовала Светлана КУНЦЕВИЧ