10 ЛЕТ назад, в октябре 2009 года, в Кипецкую школу приняли нового учителя физики. Имея за плечами впечатляющий стаж в педагогике и возвращаясь на малую родину, ближе к родственникам, на заслуженный отдых, Галина Александровна Козеева и не предполагала, что здесь ее профессиональный путь продлится, появится возможность познакомиться с замечательными людьми и заниматься любимым делом дальше.
Героиня нашего рассказа родилась в Трофимовке, теперь уже не существующем на карте района селе. Там прошли первые годы жизни Галины. Хорошо запомнился переезд в Екатериновку: Галя пошла в третий класс. О профессии учителя мечталось с ранней поры. Детские игры в школу оказались фундаментом планов, и в старших классах девочка начала серьезную подготовку к поступлению в вуз. Решение Гали поддержали в семье, мама участница Великой Отечественной войны Евдокия Семеновна Кочетова часто повторяла: "Дочка, учись — это главное".
В 1968 году Галина поступила в Саратовский педагогической институт. На отделении физики физико-математического факультета училась очно, с большим удовольствием, оптимистично предвкушая исполнение заветной мечты. Получив высшее образование, по всесоюзному распределению, она отправилась в республику Татария и первый двухлетний педагогический опыт Галина Александровна получила в сельской школе. Следующие два года работала школьным учителем в Рязанской области. Молодого педагога ждал еще один переезд.
...Новым местом работы стала школа №31 города Перми. В ее стенах сложилась основная часть педагогического стажа учителя Г.А. Козеевой. Уральских девчонок и мальчишек она обучала основам и тонкостям физики на протяжении 25 лет. В 38 лет Галина Александровна была удостоена престижного звания "Соросовский учитель".
- Лауреатом премии Фонда Сороса среди учителей общеобразовательных учреждений я стала в 1989 году, - рассказывает Галина Александровна. - Это событие в профессиональной деятельности для меня памятно и особо дорого потому, что основную путевку на пути к званию и гранту давал опрос студентов. Им задавался вопрос: "Кто из учителей оставил добрый след в вашей жизни?"
А годом позже учителю физики Г.А. Козеевой было присвоено почетное звание "Отличник народного просвещения".
Следующий, пятилетний, этап жизни нашей героини связан с педагогической деятельностью в Пермском железнодорожном техникуме, который в ее же бытность получил статус Пермского института железнодорожного транспорта, филиала Свердловского государственного университета путей сообщения. Во время работы со студентами Г.А. Козееву не раз награждали Почетными грамотами различных уровней, здесь преподаватель успешно подтвердила высшую квалификационную категорию.
В Екатериновку, ближе к родным корням, Галина с семьей вернулась в 2009 году. Заслуженный отдых в его типичном проявлении особой радости не принес, жизнь без учебного процесса как данность она принять не могла. Галина Александровна начала искать работу, и поиск очень быстро увенчался успехом:
- Для меня было неожиданно и приятно узнать, что именно в это время в школе села Кипцы требовался учитель физики, - поделилась Галина Александровна. - Приняли меня в октябре, когда учебный год уже начался, встретили радушно и тепло. Я попала в замечательный, мощный и очень крепкий коллектив. Безусловно, меня поддержали все учителя школы. Особые слова благодарности хотелось бы адресовать директору Наталии Александровне Зязиной, коллегам Наталии Ивановне Тикуновой, Надежде Дмитриевне Панкиной. Спасибо всем, здесь сплоченно работают мастера своего дела, настоящие профессионалы.
Годы пошли своим чередом. Продолжение профессионального пути в сельской школе сложилось гармонично, по сей день приносит радость и искреннее ощущение востребованности, желание быть сопричастной к образовательному процессу и в дальнейшем.
- Галина Александровна Козеева — талантливый и опытнейший педагог, заслуживающий высокой оценки, - дополняет портрет учителя директор Кипецкой средней общеобразовательной школы Наталия Александровна Зязина. - Если судить о ее отношении к работе, требовательности к себе, ответственности, то можно сказать, что это человек былой закалки. Интеллигентная, тактичная женщина. Досконально владеющий предметной областью педагог. Пользуется заслуженным авторитетом среди детей, родителей и, разумеется, коллег.
Педагогический путь Г.А. Козеевой захватил различные этапы истории общего образования — советскую, постсоветскую школу, развитие системы последних двух десятилетий. За это время в образовательном процессе произошли заметные изменения. Коснулись ли они школьной предметной области "Физика"? Мы обсудили и такую тему. Рассмотрели другие вопросы.
- Физика — наука точная, как ветер инноваций и перемен мог отразиться на ней?
- Содержание курса практически не изменилось, но оно расширилось. Материал стал более объемным. Возросло количество примеров физических явлений и процессов из жизни. И это очень хорошо для тех школьников, кому в дальнейшем предстоит сдавать экзамен по физике.
- За годы Вашей педагогической практики произошли ли изменения в привлекательности предмета для школьников в целом?
- В некотором смысле да, интерес к предмету несколько спал, когда в школьную программу ввели информатику.
- Но в последние годы увеличилось число старшеклассников, при профессиональном поиске и самоопределении делающих выбор в пользу технических вузов, профучреждений. И в данной ситуации без государственной итоговой аттестации по физике не обойтись.
- Совершенно верно. Мы занимаемся, и выпускники сдают экзамены. Набранных на экзаменах баллов хватает для поступления в вузы на бюджетную основу. В этом году наши выпускники показали баллы, несколько превышающие среднеобластные показатели экзамена по предмету. Успешно справились с экзаменационными лабораторными работами, благодаря и тому, что школа оснащена комплектами "Лабораторные работы" и "Демонстрационный эксперимент", которые активно используются на уроках.
- Галина Александровна, на что Вы делаете ставку при подготовке старшеклассников к экзаменам?
- Прежде всего на урок. Здесь, в классе, в урочный час, ребенок должен понять, усвоить, выучить тему, не терять логики, своим умом следовать за мной, делать выводы, рассуждать, уметь отстаивать свое мнение, аргументировать вывод. Только в случае, когда материал освоен на уроке, есть смысл тренироваться и "натаскивать" себя посредством подготовительных сборников, справочной литературы, сайтов и так далее.
...А чтобы цель урока была максимально достигнута, главное требование к его организации Г.А. Козеева определяет одним словом — дисциплина. Ничто не должно отвлекать от учебного процесса. Подход к процессу обучения деловой, двусторонний. Уроки физики в школе интересны и разнообразны. Теоретические знания дети вместе с учителем закрепляют и расширяют практическими занятиями на оборудовании, решением задач, рассматривают примеры физических явлений в обыденной жизни, а их множество, и часто слышат убедительную фразу педагога: "Физика — это жизнь, физика вокруг нас!" Так что компетентное мнение педагога на тот счет, что знать полезный для жизни школьный предмет необходимо не только "физикам", но и "лирикам", не оспорить.
...Галина Александровна не скрывает, она счастливый человек — во многом благодаря профессии и многолетней работе в школе, с детьми, в кругу единомышленников-коллег.
- Пожелала бы я себе другого русла судьбы, будь у меня возможность повернуть время вспять, нет! - откровение Галины Александровны, прозвучавшее в завершение нашей обстоятельной беседы. - В другой профессиональной области себя не вижу. Нравится быть учителем. Школа, дети, уроки — моя профессиональная судьба, физика — это жизнь!
Накануне Дня учителя мы поздравляем Галину Александровну Козееву и все педагогическое сообщество Екатериновского района с профессиональным праздником. Здоровья, благополучия, неиссякаемой энергии и энтузиазма вам, уважаемые наши учителя!
Светлана КУНЦЕВИЧ
Фото автора