Педагоги прививают им любознательность, индивидуальность, умение жить в коллективе.
В городском округе в общеобразовательных учреждениях трудилось и трудится много достойных учителей. И сегодня речь пойдет о ветеране педагогического труда Р.П. Проскуряковой.
Новатор своего времени
Каждый педагог создает свою методику, старается найти определенный подход, форму и методы для обучения ребят. Одним из ярких примеров учителя с большой буквы является ветеран педагогического труда Роза Павловна Проскурякова.
Приехала она в Гари сразу после окончания института, где стала преподавать историю сельским детям. В то время никто не задумывался о модульном личностно-ориентированном обучении, не проводил интегрированных уроков. Розу Павловну по праву можно назвать новатором своего времени. Из технических средств были только кинопроектор "Школьник", фильмоскоп, эпидиаскоп, проигрыватель, да и то не во всех образовательных учреждениях.
Но в арсенале Гарской школы имелось современное оборудование, а также кинокольцовка, диафильмы и множество разнообразных слайдов. И телевизоров в домах сельских ребят было не так уж много. Поэтому каждый урок истории под руководством Розы Павловны был интересным и увлекательным.
Она умело использовала возможности фильмотеки, показывала фрагменты фильмов о Гражданской, Великой Отечественной войне, революциях, героях и знаменательных событиях страны и мира. Наглядные примеры способствовали лучшему усвоению материала школьниками. Зрительные образы совместно со словесным повествованием помогали ребятам осмысливать разные исторические события.
Творческий подход
Педагог много внимания уделяла исторической терминологии и отдельным деталям. Ее практические задания для учеников были на вооружении всех историков общеобразовательных учреждений. Школьники на зубок знали даты, события и героев, и в этом заслуга Розы Павловны.
По словам бывших учеников, даже самый трудный материал она преподносила в доступной форме. Никогда не ограничивалась рамками школьного учебника, пользовалась дополнительной литературой, периодическими изданиями, художественными и музыкальными произведениями, стихами, иллюстрациями художников.
К примеру, на уроке, посвященном блокаде Ленинграда, Роза Павловна использовала произведения О.Берггольц, а также седьмую симфонию Д.Шостаковича. И ребята приобщались не только к истории, но и такие направления, как музыка, поэзия, литература, живопись, им тоже были интересны.
Опережая время, учитель применяла комплексный подход в обучении и воспитании детей, который активно внедрялся в школах. А исторические карты ребята знали, как свои пять пальцев. С легкостью и без ошибок ориентировались в них.
Живое слово
В те годы настоятельно требовалось использовать на уроках материалы партийных съездов, конференций, а также труды и работы политических деятелей. Немалый ажиотаж был вокруг книги Л.И. Брежнева "Целина", и Роза Павловна вместе с педагогами страны активно пропагандировала новое произведение. Фразу "Каждую крошку в ладошку" не знали только лишь детсадовцы.
На занятиях ребята узнавали и о своем крае: историю Ивановской области, Сокольского района и Гарского сельского Совета.
Почетными гостями на уроках были ветераны войны и труда, а также передовики производства совхоза "Гарский". Живое слово от участников боевых действий, ударников села и самого педагога вызывало большой интерес. Воспитывали в ребятах дух патриотизма и чувство гордости за малую родину.
На тот момент Гарская школа была кузницей кадров не только для села, но и для района в целом. Большой вклад в профориентационную работу внесла Р.П. Проскурякова. Немало встреч и бесед было проведено с выпускниками школы, которые на своем примере рассказывали о востребованных профессиях сельского хозяйства.
Посильная помощь
В то время Гарская школа тесно сотрудничала с совхозом "Гарский". Школьники под руководством Розы Павловны оказывали сельхозпредприятию посильную помощь в уборке урожая, ходили на сенокос, а также брали шефство над молочнотоварными фермами.
Осенью ребята убирали картофель на колхозных полях. А после работы грелись все дружно у костра, общались и были готовы к выполнению нового задания. Зимой в выходные школьники заменяли доярок, чистили скотный двор, кормили молодое стадо, доили коров. В весеннюю страду ребята снова выходили на поля, разбирали картофель.
Во всем их поддерживала опытный педагог Р.П. Проскурякова. Она благодарила словом и давала мудрые советы.
Гордость района
Сейчас Роза Павловна на заслуженном отдыхе. Ветеран перешагнула уже 90-летний рубеж, но, несмотря на возраст, она активно интересуется жизнью страны, всегда радуется успехам не только школы, но и ее бывших учеников. Дружный коллектив запомнил ее скромным, трудолюбивым педагогом, которая всегда шла в ногу со временем, порой даже опережая его.
Роза Павловна - открытая, доброжелательная женщина, ученики с благодарностью вспоминают о ней, как об одном из лучших педагогов и классном руководителе. Именно такими опытными и бесценными кадрами гордится сокольская земля.
За свою трудовую деятельность Р.П. Проскурякова неоднократно поощрялась благодарственными письмами школы, юбилейными медалями, удостоена наград за учебно-полевые сборы и социалистические соревнования. За время классного руководства у нее было около 20 выпусков.