Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сокольского района Нижегородской области

606670, Нижегородская область, р.п. Сокольское, ул. Достоевского, 14
телефон: гл.редактор +7 (83137) 2-12-73, отдел рекламы, бухгалтерия 2-14-62, корреспонденты 2-14-02
e-mail: sn-gazeta@yandex.ru

Сказ о том, как психологи в мультиках пользу искали…

Задумывались ли вы когда-нибудь, какие мультфильмы смотрел или смотрит ваш ребенок по телевизору, планшету или телефону?

Как долго ему безопасно находиться за просмотром мультфильмов? С какого возраста можно показывать мультики и вообще извлекает ли малыш из этого пользу? Если вы - родитель внимательный к своему ребенку, то хотя бы раз думали об этом. Ответы на эти и другие вопросы, изучив работы детских психологов Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета, для вас представит педагог-психолог Иванова Анастасия Михайловна.

Анастасия Михайловна, существует ли возраст, до которого просмотр мультфильмов ребенку противопоказан?

- ВОЗ не рекомендует просмотр мультфильмов детям до 3 лет. Психологи с этим полностью согласны. Не доверяйте слепо значку "0+". Доверяйтесь своей родительской интуиции.

Как вы считаете, чем опасен просмотр мультфильмов и ТВ в раннем возрасте?

- Не существует ни одного мультфильма для детей младше 3-х лет. В этом нежном и очень важном для развития человеческого мозга возрасте ребенку не важно, что именно он смотрит, а важно мелькание на экране, за которым он собственно и следит. Он не может оторваться от этого притягивающего, гипнотизирующего зрелища, при этом ничего не понимая из того, что происходит. У малышей блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Нарушается общение, двигательное развитие, блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, предметная деятельность. Ребенок без телевизора не ест, не пьет, не спит, он требует, чтобы ему снова и снова включали телевизор, планшет или телефон. Возникает самое страшное – зависимость.

В раннем возрасте телевизор для ребенка под запретом, а как выбрать мультфильм малышу, начиная с 3-х лет?

- С 3-х лет можно говорить о том, какие мультфильмы (на ряду с книгой, а желательно после книги!) можно рекомендовать для просмотра детям дошкольного возраста, с точки зрения развивающего эффекта, производимого на ребенка. О каком эффекте идет речь? Расширение жизненного мира ребенка: знакомство с природными зонами, растениями, животными, сюжетами, событиями, которые недоступны в его реальной жизни. Расширение переживаний ребенка. Если ребенок включается в события, если он сопереживает героям, то соответственно развивается его эмоциональная сфера. Он переживает эмоции, которые не всегда доступны в его повседневной жизни. Одна из главных – эстетическая эмоция, т.е. переживание чего-то красивого.

Герои мультфильма ссорятся, мирятся, дерутся, совершают какие-то поступки. И вот эти поступки, если ребенок им сопереживает, становятся для него некоторым образцом поведения. Представления о хорошем и плохом тоже могут приходить с экрана.

Существуют психолого-педагогические критерии выбора мультфильма для просмотра ребенком дошкольного возраста, назовите их?

- Первый критерий - открытость сюжета и близость темы для возраста ребенка. Так называемый познавательный пласт. Пример - "Смешарики" - мультфильм, рассчитанный на семейный просмотр. И тут идет расщепление: образ узнаваемый, прилипчивый, детский, а в сюжетах серий очень много взрослого. В результат из 1000 серий есть более детские, более взрослые, но очень многое из этого содержания – не для детей. Этот мультфильм подходит больше для школьников и подростков. В результате каждая серия для разного возраста, но в целом не для дошкольников. "Фиксики" - мультфильм, рассказывающий об устройстве бытовых приборов, будет полезен скорее ребенку возраста начальной школы, чем дошкольнику.

Второй критерий - открытость, понятность эмоций, выражаемых героем. Какое у него настроение: радостный, грустный, злой, обиженный, удивленный.

Тертий - позитивная модель поведения героя. Поступки могут быть разные, но они должны быть оправданы и понятны ребенку.

Антипример - Маша из мультика "Маша и медведь". Она совершает такие агрессивные и злобные действия по отношению к медведю, что ее поведение, конечно, не может быть моделью поведения для дошкольника. Но становится. Дети переносят модели поведения на своих родителей.

Четвертый критерий - должна быть нравственная основа, но не открытая дидактика. Герой не должен говорить: "Дети, нельзя…", "Не ведите себя….". На дидактике, например, построен сюжет любимого детьми мультика "Лунтик", но она имеет обратный воспитательный эффект.

Какой должна быть продолжительность мультфильма?

- Не больше 10-15 минут.

На какую тематику можно смотреть мультфильм с ребенком 3-4 лет?

- Контекст интересов ребенка - это семья, бытовые правила поведения, жизнь людей, перенесенная на образы растений и животных. Модели поведения – усвоение гигиенических правил, режимных моментов, путешествие. Например, "Паровозик из Ромашково", "По дороге с облаками", мультики по сказкам В.Г. Сутеева. Очень хорошо, когда в мультфильме есть мелодичная, легко запоминающаяся песенка.

А какие жанры мультфильмов не рекомендуются психологами для просмотра?

- Мультфильмы жанра фэнтези и экшн. Эти фильмы настраивают на агрессию. Герои - чудовища из непонятных миров, других планет ведут борьбу. Например "Бакуганы", "Трансформеры" и т.д. Дети абсолютно не понимают, что там происходит, но по сюжету идет битва, сражение противостояние, а почему, за что, кто победил – не понимают. Остается только агрессивный импульс - бить.

А есть мультфильмы, с точки зрения психологов, полезные к просмотру?

- Большинство советских мультфильмов, в том числе, например "Винни-пух", "Малыш и Карлсон", "Снежная Королева", "Варежка", "Старая игрушка" - гениальные мультфильмы, в которых есть мысль, чувства и заразительный персонаж. Из современных, например, новые серии "Простоквашино".

А как же мультфильмы производства Дисней?

- Это очень хорошие мультики. Одни из лучших, по мнению психологов. Они хороши и с эстетической точки зрения, безусловно, очень красивые, прорисованные. С помощью этих мультфильмов действительно можно сформировать у ребенка эстетический вкус, понимание этой красоты. Там затронуты замечательные темы, с их помощью можно формировать эмоциональную сферу ребенка, прививать моральные нормы. Эти мультфильмы уже можно дозировано показывать ребенку с 5 лет, естественно подбирая содержание. Для более младшего возраста – до 5 лет, можно подбирать мультфильмы, где главные герои животные, детям это интереснее.

Почему современные дети советским мультфильмам предпочитают современные?

- Чем активнее и быстрее фильм, тем быстрее парализуется воля и сознание самого зрителя. Современный мультфильм - быстрый поток событий и мелькание кадров, скорость от мелькающего потока впечатлений завораживает ребенка, и он не успевает схватывать смысл того, что происходит. Ему трудно сосредоточиться и удержать ход событий. В детском фильме обязательно должна быть пауза, чтобы понять, немножечко предвидеть, что будет, и чтобы самому включиться. Детям, которые привыкли к мельканию на экране, трудно смотреть советские настоящие художественные произведения. Советские фильмы современным детям кажутся слишком медленными, скучными, занудными.

Вызывает ли просмотр телевизора у ребенка зависимость, и чем она опасна?

- Сегодня зависимость от экрана есть у большинства детей. Существует даже вид аддикции (зависимости) – так называемая телемания, от которой надо лечить. Ребенок вместо просмотра телевизора не хочет играть. По словам родителей, он не любит рисовать, лепить, придумывать сюжетные игры, он любит – смотреть телевизор. Но это не любовь, а самая настоящая зависимость. Экран блокирует его инициативность и активность. Ребенок в состоянии пассивности. У него пустой взгляд. Так называемый паралич активности тормозит все развитие и опасен в будущем развитием других аддикаций. "Когда я пассивен, не хочу ничего делать, но при этом хочу, чтобы меня развлекали, хочу адреналина, хочу имитации новых ощущений".

PS. Опрос, проведенный накануне среди родителей детей дошкольного возраста показал, что 100% детей дошкольников смотрят мультики.

С 0 до 1 года смотрят мультики - 26%, с 1 года до 3 лет - 60%, с 3 до 5 лет - 14%.

Советские мультики предпочитает 10% детей, современные Российские 32%, диснеевского производства 14%, все подряд смотрят 12%, советские и современные российские 16%, современные и диснеевские 16%.

За просмотром мультфильмов 46% детей проводят от 30 минут до 2 часов, 30% проводят более 2 часов, 20% от 15-до 30 минут и лишь 4% проводят за мультиком, положенные, 10-15 минут.

Желаю родителям, чтобы прочитанная информация оказалась полезной и отозвалась бы в вас пристальным вниманием и более тщательным фильтром к тому, что смотрят ваши маленькие, а возможно уже и не очень маленькие дети– это ВсеПсихоЛогично.

Автор: Мария Дельфинова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 332

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика