Открываю первую страницу. Уже поблекшая от времени запись: “11а класс педагогический”. Педагогические классы появились в 1984 году, когда директором школы была Воронина Альбина Васильевна. Отбор был очень серьезным: желающие обучаться в этом классе должны были выдержать вступительные испытания и пройти психологическое тестирование.
Программа обучения тоже отличалась. Помимо образовательных предметов, велись спецкурсы: культура речи (отрабатывалось владение языковой нормой устного и письменного языка, умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно), педагогика, этика и психология семейной жизни, психология, пионерское дело. В течение всего периода обучения создавались педагогические копилки, состоящие из материалов, которые мог использовать педагог при работе с классом.
Обязательной было прохождение практики в детском саду "Малыш". Учащиеся педклассов занимались с малышами, вели дневники наблюдений, отражая в них особенности младшего школьного возраста.
Самым долгожданным был праздник День учителя. Ведь именно в этот день, День самоуправления, ребятам нужно было выйти в первый раз и провести свой первый урок.
Выбирали, конечно, те предметы, которые были любимыми, с которыми потом связали свою будущую педагогическую деятельность.
Это было очень волнительно – провести свой первый в жизни урок, выйти к классу, держать темп урока, не забывать о методике его проведения и изредка посматривать на последнюю парту, где сидит педагог-наставник, поддерживая начинающего коллегу едва уловимыми знаками.
Уже тогда, в 80-90 гг. в педклассах вместо дневников были настоящие зачетные книжки, куда выставлялись отметки по учебным предметам и зачеты по практике.
А практика продолжалась и летом. Пилотной площадкой был загородный пионерский лагерь "Чайка", расположенный в живописном месте: на берегу Волги, среди шумящих сосен, где свежий воздух и речной бриз придавали силы пионервожатым, коими и были учащиеся педагогических классов. Немало интересных мероприятий провели ребята, многие оставались работать и во вторую смену, потому что уже тогда понимали – это дело их жизни.
Проходила практика и на летних площадках в детских садах, в пионерских лагерях при школе. Вот тут-то и пригодились собранные педагогические копилки. Ведь сделать жизнь в отрядах насыщенной, интересной – вот задача начинающих пионервожатых.
Светлана Никулина, выпускница первого педкласса:
-Педкласс мне дал больше, чем институт. Это сто процентов. Учителя-практики работали с нами, давая массу методических приемов, делясь своим опытом и знаниями.
Сотрудничали педклассы и с газетой "Сельская новь": организовывались совместные встречи с сотрудниками редакции, ведь многие старшеклассники являлись внештатными корреспондентами. Они писали статьи о проведенных в школе мероприятиях. "Скажете, несовместимо?!", "Шаг к профессии", "Попробуйте и вы" - это небольшой перечень материалов, созданных ребятами педкласса, которые читатели могли видеть в то время на страницах газеты.
Были и поездки: Нижний Новгород, Шуя, Санкт-Петербург, Брест, Минск – новые знания, впечатления, эмоции от увиденного - все, о чем потом можно рассказать в подшефных классах.
Незаметно пролетали два года насыщенной жизни, наполненных напряженной учебой, новыми знакомствами, массой мероприятий.
А в конце одиннадцатого класса, помимо обязательных экзаменов, необходимо было пройти квалификационное испытание. Нарядные, в приподнятом настроении собирались экзаменующиеся. Директор школы знакомила всех с экзаменаторами, поздравляла с началом испытаний. А далее - станции, которые должны были пройти группы.
Самая сложная – Теоретическая. Здесь предстояло показать свои знания в области педагогической науки, полученные за два года учебы. Отправляясь на вторую станцию, дошкольную, необходимо было взять с собой хорошее настроение, здесь оценивалось умение работать с малышами. И кроме теоретических вопросов было практическое задание: изготовить аппликацию, поделку из пластилина, природного материала.
Станция АБВГДейка проходила в детской библиотеке, где оценивалось умение работать с каталогами.
На станции Пионерской выпускники показывали умение организовывать интересное дело, работать с группами.
На станции Оформительской каждая группа представляла домашнее задание – плакат, выполненный на свободную тему. Все свои творческие способности, таланты художников и поэтов проявляли экзаменующиеся на этой станции при выполнении задания. В ходе экзамена проверялись организаторские, оформительские, читательские умения, владение культурой речи.
После экзамена - подведение итогов, анализ проведенного мероприятия, напутствия, пожелания. И конечно же, вручение удостоверений старших пионервожатых.
Вспоминаешь историю педагогического класса и невольно задаешься вопросом: может поэтому так преданы школе те, кто пришел из педкласса в 90-е? Вернулись. Вернулись на макароны и сгущенку вместо зарплаты, нехватку элементарных тетрадей для конспектов их робких еще тогда уроков.