"Да, какая подлость быть приговоренным к такому климату, порой спрашиваешь себя, за какое преступление ты сюда сослан", - вопрошал великий русский поэт- патриот Ф.И.Тютчев, подразумевая нашу погоду. И на самом деле, снег, метель, пурга, оттепель, гололед, сугробы, поземка - обязательные атрибуты русской зимы. Холод, стужа, мороз – также непреложные составляющие нашего бытия. Морозы имеют в русском языке немало красочных, сочных и метких эпитетов – крещенские, жестокие, рьяные, лютые, трескучие, жгучие, свирепые, жуткие, суровые, дикие, русские и т.д. И это все об аномально сильных морозах, которые нас сегодня и интересуют. Неистовые морозы парализуют населенные пункты, губят сады, сельскохозяйственные посевы, увеличивают риск техногенных аварий и катастроф. Им трудно противостоять, тем не менее, русский человек научился терпеливо и стойко переносить и эти стихийные погодные условия.
В памяти людей старшего поколения, прежде всего, запечатлелась небывалая природная стихия 1978-1979 годов. Я в ту пору трудился директором Дресвищенской средней школы. 28 декабря мы проводили для старшеклассников традиционный новогодний вечер. Было морозно. К тому же за какие-то два часа температура воздуха на термо метре упала до -30 градусов. Тщательно проинструктировав учащихся на предмет безопасности и распустив их на долгие зимние каникулы, мы, живя в надежных деревянных домах с исправным печным отоплением, все свои заботы сконцентрировали на угольной котельной и теплосистеме школы, имевших и без того немало слабых мест. И не зря. Антициклон с Карского моря принес нечеловеческие морозы, к тому же еще и надолго – практически до 10 января. По сути, две недели температура стабильно держалась около отметки в -48 градусов.
Это было одним из самых сильных испытаний в моей почти полувековой трудовой биографии, поскольку такого зловещего разгула разрушительной стихии ни до, ни после, к счастью, пережить больше не довелось. Череда коротких зимних дней выдалась тогда красной, ясной, тихой. Вокруг все было бело. Величественно, сурово, студено! Пушистые и чистые лежали под деревьями неглубокие сугробы снега, которого на тот момент выпало не так уж и много. Под тяжестью седого и мохнатого инея согнулись нетолстые ветви берез и кленов. Ослепительными шапками белого снега покрылись темно-зеленые лапы сосен и елей, насквозь промерзшие от лихого мороза. Дух захватывало от звенящей тишины, нарушаемой лишь непонятными шорохами зимнего леса и частым треском, подобным винтовочным выстрелам, лопавшейся коры деревьев. Воздух был сухой, тонкий, жгучий и пронзительный - настолько, что дышать становилось затруднительно. Белесое, чужое и холодное солнце ненадолго и невысоко вставало над горизонтом в какой-то замутненной дымке.
Сразу же все промерзло - чертовские морозы заковали все вокруг в свои ледяные оковы. Земля, несмотря на наличие искристого снега, с каждым днем промерзала все глубже и глубже. Вода, подброшенная из ковша вверх, падала вниз оледенелыми брызгами и прозрачными сосульками. Лед на реке, с каждым днем увеличиваясь в объемах, в ночное время звонко трещал на разные голоса. Ночи установились ясными, безветренными и по-зимнему бесконечными. Светло было почти как днем. Высокий, полный месяц, постоянно висевший на безоблачном синем небе, виделся подслеповатым и молчаливым. Выстуженное небо усыпали яркие, холодные звезды, и на нем хорошо просматривался Млечный путь. Из печных труб, которые щедро топились по два раза в день, шел белесый дым, поднимаясь густым, прямым столбом ввысь. Снежинки вокруг ярко искрились разноцветным хрусталем. Промороженный снег под ногами скрипел однообразно и громко, слышимый далеко.
Находиться на стуже всегда некомфортно. А тем более на морозе, трескучем и лютом, как это случилось в тот незабываемый период моей молодости. Уже с первых минут у человека появлялось ощущение адского, застоявшегося холода. Безжалостный мороз щипал тебя за щеки, покрывая их ярким румянцем. Доставалось носу и ушам, которые следовало незамедлительно прятать под спущенную меховую шапку. Прихватывало колени и кисти рук, которым не обойтись без теплых варежек, какие, например, нам в детстве из овечьей шерсти вязала заботливая мама. Даже в солидных валенках с толстыми носками мерзли пальцы ног. В подобной ситуации стоять никак невозможно – только двигаться, иначе пронизывающий "мороз-воевода" проберет тебя до костей, после чего отогреться возможно только на пышущей жаром русской печке.
Именно в такой критической ситуации нам и пришлось 2 января 1979 года находиться, вернее, действовать, чтобы спасти от полного крушения школьную котельную и систему отопления. Оказавшись в те знатные рождественские морозы в самом центре неукротимой природной стихии, в первые ее дни мы особого беспокойства по поводу отопления не испытывали – ну, поморозит денек-другой, а там, глядишь, и отпустит. Но не тут-то было. Желанного повышения температуры не последовало, более того, она ни на йоту не поднималась даже около полудня. Нетрудно было не заметить, что мороз неуклонно продолжал свои разрушительные действия, промораживая все и вся, с каждым днем опуская температуру в помещениях все ближе к нулю. Стало очевидным, что существующих генерирующих мощностей у нас явно недостаточно не только для поддержания терпимой обстановки в школе, но даже и для выживаемости самого отопления. К тому же вдруг выяснилось, что в самой котельной, где температура опустилась ниже нуля, замерз магистральный водопровод, без которого ее функционирование стало невозможным. Так мы оказались в аварийной ситуации - угроза над школой нависла крайне серьезная. Не прими срочных мер, выведенная из строя система отопления вынужденно потянула бы за собой закрытие учреждения и надолго.
Положение по существу оказалось безвыходным. Никого из кочегаров, отвечавших за отопление, в праздничные дни, как водится, в строю не оказалось, а других рабочих по обслуживанию инженерных сетей в штате учреждения попросту не числилось. Надеяться на специализированные организации района было нереальным, поскольку аварийные ситуации в то время возникали практически повсюду. Как и на местный колхоз, на который в угрюмую стужу жизненно важных проблем свалилось не меньше, чем на нас. Что мне, директору, в такой тупиковой обстановке оставалось делать? Собрал учителей-мужчин, ибо учитель у нас всегда больше, чем учитель. Вместе со мной их тогда было четыре человека. Немного, конечно, но каких… Мужчин с мозгами, руками, а главное, надежных и обязательных. Никто из них помочь не отказался, хотя по такой погоде все жаждали только одного - сидеть дома около жарко натопленной печи. Тогда мои коллеги добровольно обрекли себя на экстремальный труд в условиях собачьего холода, реальную возможность получить обморожение или длительное заболевание.
И на самом деле, в труде лицо сковывал арктический холод, кожа руки прилипала к металлу, коль она хоть на секунду оказывалась голой. На шарфе, обматывавшем шею, от дыхания образовывалась твердая корка льда. Ресницы из-за серебристого инея становились как приклеенные. Незакрытые части лица за несколько минут пребывания на 50-ти градусном морозе быстро белели, рискуя быть обмороженными. Вот почему, оказываясь в освещенном помещении, мы внимательно осматривали друг друга, вследствие и этого непременного элемента в борьбе за выживаемость школы никто не пострадал и не заболел. "Трудное не есть невозможное", - справедливо утверждает поговорка. Следуя ей, мы, никогда не занимавшиеся подобными работами, в чрезвычайной обстановке решили с ними справиться самостоятельно. А положение действительно оказалось плачевным. В котельной из-за отсутствия воды, необходимой для постоянной подпитки теплосистемы (где-то под землей в трассе образовалась утечка), два котла оказались в тлеющем состоянии (это при такой-то температуре на улице!), а третий – в резерве. Чтобы их запустить на полную мощность, надо было срочно подать воду. А где ее взять?
"Чем суетиться при опасности, лучше подумай, как ее устранить". Наша "инженерная" мысль подсказала выход: от водонапорной башни, расположенной в каких-то сорока метрах, протянуть водопровод- времянку. Мысль правильная, только как при яростном морозе да еще под деревьями, почти в темноте (было уже 5 часов вечера) ее осуществить. Среди нас были два учителя технологии, один из них заведовал учебной мастерской, которая в тот момент крепко выручила. Они-то и предложили взять обычные водопроводные трубы, соединить их фрагментами от резиновых шлангов, проложить по снегу и подключиться к башне. Все это легко сделать в обычных условиях, но не сейчас. Как только начали в готовую линию запускать воду, где-то появлялось препятствие, она переставала двигаться и немедленно замерзала. Обледеневшую конструкцию приходилось разбирать, а металлические трубы заталкивать в самое пекло котлов, размораживать и начинать новую попытку. И так 5-6 раз. "Энергия и настойчивость побеждают все". Когда мы после многочасовых нечеловеческих усилий своего, наконец-то, все-таки добились, и воду в отопительную систему в нужном объеме закачали, тут же во всю возможную силу раскочегарили котлы.
То была первая, отважная, но временная победа. Все понимали, что, если не наладить постоянного водоснабжения, новая беда случится уже завтра или послезавтра. Тут же, не откладывая, взялись за дело уже внутри той проблемной котельной, где было несколько теплее, чем на улице. Замороженную трубу водопровода, не мудрствуя лукаво, решили отогреть с помощью привычной паяльной лампы, тем самым совершив непредвиденное: злополучная труба оказалась полиэтиленовой, и ее мы, разумеется, прожгли. Что делать? Выход мои умные и практичные коллеги нашли сразу – сделать вставку из металлической трубы меньшего диаметра, что после лихорадочно-валидольных и безошибочно-скрупулезных усилий получилось удачно. Но надо было добиться главного – саму трубу освободить ото льда. Решение нашлось примитивное, но верное и безопасное: лить в нее кипяток из чайника, а затем охлажденную воду через резиновую трубку отсасывать и снова подавать кипяток.
Действия, конечно, нехитрые, нудные, но они вкупе с невиданной настойчивостью привели к неотвратимому достижению поставленной цели – к полуночи вода пошла по незадачливой трубе, которая с металлическим трансплантатом впоследствии еще долгое время функционировала в штатном режиме. После выполнения неотложных работ аварийная ситуация благополучно была ликвидирована, а угроза жизнедеятельности котельной и отопления школы снята. И все благодаря моим талантливым, неприхотливым и работящим коллегам, которых я до сих пор помню безграничной, неустанной и доброй памятью, – Н.П.Мухина, В.И.Власова, В.П.Чекмарева, о которых можно сказать: "Умелым и смелым трудности не страшны". А это лишний раз подтверждает справедливую мысль о том, что учитель, если потребуется, способен справиться со многими сложными проблемами нашей нелегкой, преподносящей всяческие сюрпризы жизни.
Автор Николай МАРКОВ, Фото Геннадия ЛАВРОВА