В моей памяти бережно хранятся воспоминания о школьных годах, уют и тепло классных комнат, улыбки учителей. Но особенно памятны мне уроки русского языка и литературы, та особенная доброта, с которой относилась к нам Людмила Васильевна Бахмутова. Нет, пожалуй, ни одного случая, когда бы она повысила на нас голос, сказала грубое слово. Всегда и во всем учила нас находить компромисс. Во многом, именно ее уроки повлияли на мой выбор профессии. Оттого вдвойне приятно в День филолога беседовать с этим замечательным педагогом.
– У моей профессии династия более ста пятидесяти лет, – отвечает Людмила Васильевна на мой вопрос о причине, побудившей ее стать педагогом, – поэтому передо мной и выбора никогда не стояло – я сразу знала, что пойду в педагогический. Мои дедушка, бабушка, мама – все они работали в школе более сорока лет, бабушка за свой труд награждена орденом Ленина.
Да и у самой Л.В. Бахмутовой педагогический стаж насчитывает уже 41 год, своей наставницей, примером для подражания она считает свою бабушку, много рассказывавшую о работе в школе, делившуюся с внучкой примерами и историями из своей педагогической практики.
– Что для вас значит быть учителем? – интересуюсь я.
– Вопрос, конечно, не однозначный, – отвечает моя собеседница. – Для меня это прежде всего любовь к детям. До сих пор я не представляю себе жизни без своих учеников. Каждый день я встаю, бывает, с плохим настроением, бывает, с неважным самочувствием, прихожу в школу, вижу ребят – и забываю обо всем. Никогда, ни при каких обстоятельствах у меня не возникало желания сменить работу. Это – мое.
Главным секретом своего мастерства Людмила Васильевна искренне считает доброту к детям.
– У меня с учениками всегда хорошие отношения, возможно, иногда даже слишком, – улыбается учитель, – не хватает у меня строгости. Все мои отношения завязаны на любви, я считаю, если дети тебя любят, то будут и уважать.
Об этом же говорит и то, что многие выпускники Л.В. Бахмутовой по сей день общаются с любимым педагогом, всегда поздравляют ее с праздниками, интересуются ее жизнью.
Коснулись мы в разговоре и профессиональной деятельности. Так, меня интересовало, сильно ли изменились школьники за последние годы, какие нововведения в части преподавания, в чем радости и сложности работы.
– Конечно, современные школьники от ребят прошлых поколений отличаются очень сильно. С одной стороны, они подкованы в компьютерных технологиях, отлично разбираются в технике, а с другой – они перестали читать, и я, как филолог, очень страдаю от этого. Они безграмотны, потому что компьютер ошибки подчеркивает, они не начитаны, потому что скачивают анализы и сочинения из интернета. У них нет желания самостоятельно выискивать какие-либо источники, чем-то увлекаться – всех поглотили гаджеты и интернет. Многие просто не хотят учиться, и это, безусловно, усложняет работу учителя. Книги они читают в сокращении, а ведь по ним не определить ни стиль писателя, ни его отношение. Что касается собственно работы учителя, тут тоже все не так просто: изменилось очень многое. Педагогам моего поколения сложно освоить компьютер, да и не очень-то хочется. Мне, например, лучше мелом на доске написать, чем вывести на экран. Это как-то уютнее, ближе, роднее. К тому же от нас требуют кучу отчетов, мы завалены бумажной работы, и на внеклассное общение с детьми остается не так много времени. Это ведь очень важно. Для меня общение с учениками – главная радость, с ними я не чувствую возраста, играю и в лапту, и в футбол. Мы ходим в походы, организуем различные поездки.
Сама Людмила Васильевна без книги не может прожить и дня. Чтение для нее – не хобби, а образ жизни. Зачитана до дыр классическая литература, педагог следит за новинками, с удовольствием погружается в миры, создаваемые современными авторами, среди любимых называет Людмилу Улицкую.
– Каким же должен быть учитель? – спрашиваю я.
– Прежде всего – неравнодушным, – твердо отвечает Л.В. Бахмутова. – Я сама очень эмоциональный человек и думаю, сухой, закрытый педагог отклика в детских сердцах не найдет. Учитель должен быть начитан, уметь поддержать разговор на любую тему – школьники таких уважают. И, конечно, идти в ногу со временем.
Антонина ПАРФЕНОВА.
– Какой вы видите школу завтрашнего дня?
– Я думаю, если взять то уважение к учителям, родителям, школе, любознательность и стремление к учебе, что были раньше, и соединить с современными технологиями – получится замечательная школа будущего, – подчеркивает Людмила Васильевна Бахмутова.