27 октября сотрудники музея "Поморье" провели выставку под названием "Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое!", чтобы напомнить кемлянам об истории самовара и его популярности у нас на Севере, в Поморье, а также о традициях настоящего русского чаепития.
Русский самовар… Его воспевали поэты и писатели. Его изображали художники на своих полотнах. Им восхищались и боготворили.
Для русского быта самовар был не просто прибором для нагревания воды. Самогар, водогрей, самокипец – такие прозвища придумали самовару в Поморье. Народ сразу оценил преимущество самовара: не надо топить печь для подогрева воды. И вода в нем не остывала по нескольку часов, и согревающие душу разговоры поморы вели, как правило, за самоваром. Поэтому и относились к нему, как к человеку, и стоил он, как хорошая корова. Лучшим топливом для самовара был березовый уголь или даже сосновые шишки.
Самовары всегда были в почете – их любили, чистили, ими гордились. Этот предмет был едва ли не "полноправным членом" каждой семьи, а его приобретение считалось значительным событием в их жизни. Сверкая отполированными до блеска боками, он являлся молчаливым собеседником и всегда стоял в центре стола, вокруг которого сидели хозяева дома. На протяжении двух столетий самовар был неким символом уюта русского дома, и являлся признаком материального благополучия хозяев. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили.
Иногда в доме заводили два самовара: один предназначался для повседневного использования, другой, более вместительный и красивый, – в праздничные дни.
Меж тем история самоварного искусства насчитывает не одно тысячелетие.
Приборы с таким же принципом работы известны еще с античных времён: в ёмкость, наполненную водой, клали большой раскалённый камень, и вода закипала. Похожие устройства использовали и в Древнем Китае, и в Средневековой Европе. Одновременно с самоваром существовали нагревательные сосуды, в которых можно было сварить еду, сбитень или кофе, подогреть или охладить вино.
В России же самовар появился в конце XVIII века, а через 200 лет стал настоящим царём чаепития. Первое известное упоминание о самоваре относится к 1746 году.
Несмотря на то, что самоварное производство было распространено по всей России, подлинного расцвета оно достигло в Туле во второй половине 19 века – начале 20 века. Самыми знатными самоварами считались те, на которых имелось именное клеймо: завода Горнина, фабрики братьев Лялиных, братьев Воронцовых и Боташевых. А фабрика Шемариных даже поставляла русские самовары к Персидскому двору. Самые известные заводы располагались также в Москве, Санкт- Петербурге и Варшаве.
Самовары изготавливались самых разнообразных форм, или как говорили тогда фасонов. По ассоциации с определенными предметами каждый из фасонов получил свое название: "ваза", "рюмка", "репка", "банка" и даже "желудь". Цвет зависел от металла: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цинка), накладное серебро. Иногда применяли нехарактерное сырье – сталь и чугун.
Размеры и емкости "царя" чайного стола были тоже разные – от пары стаканов до двадцати литров. Например, маленький бочонок, на 1 чашку воды – тоже самовар, "эгоист", "тет-а-тет" – на две чашки. Ими пользовались холостяки, одинокие люди, чиновники брали с собой на службу. Крупными самоварами считались трактирные, они были рассчитаны на 30, 50 и на 100 литров! Ну а самый большой самовар – самовар-гигант объемом в 450 литров хранится на родине самоваров – в Туле. Там же и самый маленький, сувенирный, всего на одну каплю воды!
Самовар был прост только с виду. Около 20 деталей требовалось для его изготовления. Трактирные, семейные, подарочные, особую группу составляли дорожные самовары, ведь с чаем и самоваром не расставались в дороге, на пикнике. Для подобных случаев изготавливались специальные самовары, которые имели съемные детали.
Много старинных обычаев было на Руси, но одно из самых замечательных остается чаепитие. Чай в старину был дороже черной икры. По традиции глава семейства отворачивал и уносил с собой самоварный ключик, чтобы жена и дети не гоняли чаи в его отсутствие.
Особенно популярен чай был в купеческой среде, что порождало и новые обычаи. Сохранились воспоминания поморов об одном из таких обычаев, который состоял в том, что "на другой день после благословения жених приезжал к невесте с гостинцами; он привозил голову сахару, фунт чаю и самых разнообразных сладостей – конфет, орехов, пряников, и все это было в довольно большом количестве и целыми кульками; делалось это потому, что невеста все предсвадебное время приглашала гостить к себе подруг, которые помогали готовить приданое: все мелкие вещи, начиная с носовых платков, салфеток, надо было переметить уже новыми инициалами – с фамилией жениха. После этого жених становился своим человеком в доме невесты".
С тех пор, как чай прочно вошел в жизнь помора, чаепитие стало важной составляющей его жизни. В Поморье без чая не обходилось ни одно семейное торжество, ни одна дружеская встреча. За чаем проходят задушевные посиделки, обсуждаются важнейшие новости, люди обмениваются мнениями, спорят, веселятся, заключают деловые сделки и просто отдыхают. Не зря за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу. Поморы также говорят такие пословицы: "Где есть чай – там под елью рай", "Чай пьешь – до ста лет проживешь", "Выпей чайку – забудешь тоску". Угощали гостей "до седьмого пота", даже после того, как гость переворачивал стакан или чашку вверх дном и тем самым показывал свое полное удовлетворение чаепитием.
Важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение "не спить чай", т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. Разливала чай только сама хозяйка, и лишь в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый. Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2 см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком. Чай из самовара обычно пьют вприкуску, то есть сахар подается отдельно.
Было принято, что женщины пили чай из чашек, а мужчины из стаканов с подстаканниками. Самовар – "генерал" на чайном столе, а рядом с ним соседствуют чашки и стаканы, заварочный чайник, полоскательница, чайница и сахарница, поднос и прочие предметы сервировки. Поднос под самовар имел свою форму, при которой на нем было место и для самовара и для чашки.
В Кемском музее "Поморье" тоже есть на что посмотреть. Винтажные и новенькие чайные сервизы, старинные щипчики для колки сахара, упаковки из-под чая и, конечно же, сами самовары, – все эти экспонаты для выставки были представлены из фондов музея и частных коллекций местных жителей. Самоваров пятнадцать: начиная от серебристых и медных великанов советского периода и заканчивая настоящим ветераном чайного дела – самоваром 19 века! Его медные бока украшает клеймо известного в свое время производителя "Самоварная фабрика В.С. Баташева".
На выставке царила атмосфера долгих, спокойных и аппетитных посиделок: на столе пыхтел один из самоваров (правда, работающий от электросети), и сотрудники музея пригласили на свежезаваренный капорский чай с баранками и пирогами под аккомпанемент вокальной группы "Северяночки" (руководитель Т. Шуткина). Держа чашку с блюдцем в руке, сразу вспоминаются репродукции различных художников, на которых герои картин, наши предки, улыбаются нам, дуя на блюдца.
Гости отгадывали загадки, поговорки, связанные с самоваром и чаепитием, принимали участие в сценке о том, как важен самовар. Посетители выставки получили заряд бодрости и покидали чайные посиделки с хорошим настроением.