Эти необходимые в навигации объекты устанавливали наши предки на берегах Белого моря, на островах, а также вдоль дорог.
Сразу возникает два вопроса: что такое верстовой столб и для чего их ставили? Начнём по порядку.
Верстовые столбы обозначали место, откуда велся отсчет расстояний до других городов. Расстояния тогда мерили в верстах и поэтому столбы назывались верстовыми.
Первыми придумали устанавливать верстовые столбы римляне. По краям римских дорог стояли столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментах. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населенных пунктов и до Рима. А в самом Риме, в центре города был заложен нулевой километр с памятным знаком.
Издревле на Руси путям сообщения мешали непроходимые леса и болота, функции дорог брали на себя реки. Поэтому все древнерусские города и большая часть сёл располагались по берегам рек. Летом по рекам плыли на лодках, а зимой – передвигались на санях.
Самые первые сведения о том, что на Руси велись дорожные работы, мы узнаём из "Повести временных лет". В 1015 году киевский князь Владимир собрался в поход против своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде. Он приказывает своим слугам готовить предстоящую дорогу: "Теребите пути и мосты мостите".
Непосредственно к дорожным строителям обращался первый на Руси письменный свод законов "Русская Правда". Там содержится "Урок мостникам" и устанавливаются расценки на различные дорожные работы. С централизацией государства вокруг Москвы возрастает потребность в дорогах. Вот и спешили гонцы во все концы огромной страны, сообщая о вторжениях неприятеля, мятежах и царских указах. Обратно в Москву двигались обозы с пушниной, зерном и металлами.
В 1667 году царь Алексей Михайлович начал строить загородную резиденцию в селе Коломенском. Тогда от Калужской заставы до нового дворца были врыты в землю четырёхметровые каменные, облицованные мрамором столбы, сверху украшенные орлами. Для обывателей это всё было в диковинку, и они толпами собирались посмотреть такое чудо. Именно эти столбы создали истинно московское выражение "коломенская верста", которое передавалось из уст в уста и впоследствии стало гулять по всей России.
А собственно дорожный бум начался при Петре I, когда 1 июня 1722 года вышел сенатский указ о постройке дороги, связывавшей две столицы – Петербург и Москву. Дорогу строили грунтовую, но требования к ней предъявляли серьёзные. И столбы там тоже предусматривались. Сегодня посмотрел в окно автомобиля, – и на каждом километре дороги такой столб имеется. Пётр I не только строил дороги, но и потребовал ставить на них крашеные столбы с цифрами.
22 сентября 1764 года Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были высотой 10 метров, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лошади. Но это ещё не всё: на каждой версте велено было посадить по 20 деревьев. Первые такие столбы, изготовленные из гранита и мрамора, появились уже в 1774 году вдоль Царскосельской дороги – от границ Санкт-Петербурга до Царского Села.
Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817 году её внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными чёрно-белыми полосами для их лучшей видимости. Тот же указ предписывал, чтобы при въезде в каждый населённый пункт был столб с доской, показывающей, как селение называется, кому принадлежит и сколько душ там проживает. Как ни вспомнить пушкинское стихотворение "Зимняя дорога": "Ни огня, ни чёрной хаты, глушь и снег навстречу мне, только версты полосаты попадаются одне". Эпоха верстовых столбов завершилась в 1918 году. Лишь несколько столбов сохранились до наших дней. Один такой образчик так и стоит в Москве близ Рогожской Заставы. На каменном столбе написано: "От Москвы 2 версты".
Недавно на территории музея "Поморье", к его 40-летнему юбилею, появился такой объект в память о живших в Кеми предках-поморах.
Спроектировал и создал верстовой столб по старинным поморским образцам кемлянин Евгений Чураков, помогали ему также и активные жители Кеми: Геннадий Кокков – с лесоматериалами, Татьяна Блаженова, Людмила Косяк, Виктор Балашов, Олег Беленцов и ребята Геннадий и Ярослав – в обустройстве. Освятил памятник отец Симеон.
Подобные верстовые столбы есть во многих городах и являются, с одной стороны, архитектурным украшением, а с другой – точкой отсчета дорог. Верстовой столб в Кеми это своеобразный сакральный памятник, от него виден выход в море, являющийся основой жизни поморов. Семь стрелок-указателей – семь важнейших промысловых и торговых маршрутов, по которым с древности ходили в море поморы, с которым была связана вся их жизнь: промыслы, традиции, фольклор. Море кормило, давало надежду на лучшее, оно же часто становилось местом вечного упокоения моряков-поморов. Искусные судостроители и мореходы поморы издавна заселяли побережье Белого моря. Следуя за кромкой льда, отступающей на север, они вышли на Новую Землю, а далее идя по кромке льда на запад, подошли к островам Медвежий и Надежда, а дальше вышли на Грумант (Шпицберген).
На указателях верстового столба можно увидеть километраж до крупных городов, основание монумента искусно декорировано табличками с названиями городов.
Расположенный в исторической части города верстовой столб теперь является одной из значимых достопримечательной города, что привлекает к нему множество иностранных туристов.