В преддверии 75-летия образования завода, мы попросили Василия Леонтьевича вспомнить о годах работы на предприятии.
- В тот год, когда я устроился на рудоремонтный завод, его переименовали в Бурейский механический, здесь стали осваивать производство мостовых кранов. Первый пятитонный кран изготовили в тот же год. После пятитонников перешли на 10-тонные краны, а это порядка полутора тысяч различных деталей и приспособлений. Все их проектировали в отделе главного технолога, в котором я к тому времени работал инженером, так как заочно учился в Дальневосточном политехническом институте.
Работали на заводе с девизом: "Надежнее. Качественнее. Быстрее". Выпускаемая продукция должна была каждые пять лет обновляться. За этим строго следили. Технология производства со временем совершенствовалась. Сотрудничество было налажено с головным проектным институтом ВНИИПТМАШ в городе Москва.
Мы не ограничивались только выпуском кранов, но и продолжали делать запасные части к экскаваторам. Были разовые заказы для нестандартного оборудования, для железнодорожных и строительных организаций.
В 70-е годы появилась идея наладить на Дальнем Востоке производство козловых контейнерных кранов с автоматическим захватом (автостропом). По географии больше подошел наш завод. Бурейский механический завод был единственным в стране, который их производил.
По решению Министерства тяжелого и транспортного машиностроения в 70-е годы для производства портальных кранов была запланирована генеральная реконструкция завода, которая длилась вплоть до 1985 года. Для этого требовались новые производственные площади. Территорию расширили, пришлось снести дома, расположенные рядом с заводом. Часть жителей, кто пожелал, и у кого дома были относительно новые, переселили за Малиновский переезд, часть - получили квартиры в доме по улице Суворова.
За время реконструкции были построены крановый корпус, новые котельная, электроподстанция, компрессорная, столярно-тарный цех, производственные склады, административно-бытовой корпус, расширены ремонтный и механический цеха. В этот период мы получили много новых станков, в том числе единственный на Дальнем Востоке горизонтальный фрезерно-расточной, продольно-фрезерные станки, зубофрезерный станок для больших модулей с числовым программным управлением, токарно-карусельные станки с большим диаметром обработки (до 8 метров).
Первый портальный кран был выпущен в 1984 году, он ушел в Александрию. По определенным причинам эти краны у нас не пошли, производство их было крайне убыточным, и по решению коллектива завода оно было прекращено. А вот производство козловых кранов шло успешно, за год их производили 200 и более штук. Их мы освоили довольно быстро, за них получили медаль на международной ярмарке в Москве.
Завод набирал мощности, в конце 70-х-начале 80-х годов здесь трудилось до полутора тысяч человек, были периоды, когда работали даже в три смены.
С началом перестройки завод стал открытым акционерным обществом "Бурея-Кран". Многое изменилось. Заказы резко сократились. Даже если мы по договоренностям еще советского периода поставляли краны, денег не получали, за редким исключением. Из более чем 200 кранов, отгруженных по действовавшим договорам, нам оплатили только несколько десятков. Денег в стране не было. Все это, естественно, сказалось на оплате труда. Появились задолженности по зарплате, налогам. Взаимозачеты проходили нередко так называемым бартером. Кроме материалов и комплектующих изделий для производства кранов получали продукты и различные изделия для нужд рабочих - сахар, мука, тушенка, мото-плуги, автомобили УАЗ, комплекты сантехнических изделий и даже был момент, когда в качестве оплаты пришел вагон с туалетной бумагой. Все шло в счет погашения заработной платы рабочим. Так и выживали. На заводе открыли собственную пекарню, она тоже очень выручала заводчан.
Немного легче стало после 2000 года, когда железнодорожники, после 15-летнего перерыва вновь стали заказывать козловые контейнерные краны КК-6,3. В сложные послеперестроечные годы заводу удалось выжить, благодаря быстрому освоению широчайшей номенклатуры новых моделей кранов. Начиная с новых специальных исполнений 10-тонных кранов, пяти и десятитонных грейферных кранов тяжелого режима, мостовых кранов грузоподъемность 12, 16, 20, 25, 32 тонн. Одно время делали козловые трубчатые краны небольшой грузоподъемностью, козловые краны грузоподъемность 12,5 тонн. Особо можно выделить козловые 25-тонные краны с захватно-поворотным устройством. Первый из них был изготовлен для разреза Широкий.
В 2002 году был изготовлен первый штыревой кран для Иркутского алюминиевого завода, это был второй подобный кран в России. Всего мы успели сделать четыре таких крана. По контракту с алюминиевыми заводами было поставлено большое количество различных мостовых кранов. География была довольно широкая - Красноярск, Новокузнецк, Каменск-Уральский, Волгоград. Все это стало возможным благодаря организаторским качествам генерального директора завода А.С. Дмитрусева. Именно по его инициативе были созданы представительства завода в Санкт- Петербурге, Москве, Омске, Челябинске, которые вели сложную работу по продвижению продукции "Бурея-Кран" на предприятия страны. Завод впервые за многие годы погасил все задолженности по налогам, перед работниками и поставщиками. Предприятие стало прибыльным, акционеры стали получать дивиденты. К сожалению, внешние силы, обстоятельства сыграли против завода. В 2006 году он был продан.
На заслуженный отдых Василий Леонтьевич ушел в 2007 году с должности технического директора завода ОАО "Бурея-Кран". Сегодня завод продукцию не выпускает, от былой мощи не осталось ничего, предприятие принадлежит частному лицу. Многие жители района с ностальгией вспоминают годы, когда к заводской проходной народ шел нескончаемой вереницей.