Накануне окончания школьного года хочется поговорить о профессиональной ориентации наших детей, что они думают о будущей профессии и думают ли…
Стать автором своей жизни
Чтоб разобраться в этом вопросе, решила поговорить с талаканскими школьниками. Первое интервью с очень молодым человеком немного удивило. Собираясь служить в армии, он знает точно, что хочет стать поваром-кондитером. С друзьями свой выбор не обсуждает, боясь насмешек и не считая нужным с кем-либо советоваться. "Любишь готовить?" - спросила его:
- Да. Мама учила готовить, рассказывала об этой профессии.
Молодые люди возраста моих детей, вспоминая, как они выбирали своё будущее, честно сказали, что "пошли туда, где было бесплатное обучение, проживание и питание", "куда взяли документы", "где было хорошее общежитие".
Мама выпускницы прошлого года удивилась выбору дочери (её специальность связана с обеспечением авиаперелётов), не знает, что стало решающим в этом выборе. Через год сын должен окончить 11 класс, пока не определился с выбором, но в семье обсуждают принципы выбора: возможность трудоустройства в Амурской области, уровень зарплаты, возможность карьерного роста. На школьное профориентирование не надеются, мама даже сомневается, есть ли оно сегодня в школе.
Недавно обсуждала с одной семьёй, где дети ещё учатся в начальной и средней школе, талантливых детей, выступающих в разных телешоу. На моё замечание, как же рано эти дети нашли своё призвание и уже добиваются ощутимых результатов, дети равнодушно пожали плечами.
Для них чужой успех не стал образцом для подражания. Меня это удивило. В мои школьные годы люди, об успехах, подвигах или путешествиях которых мы узнавали из телевизора, становились героями, мы читали о них дополнительную информацию, пытались им подражать в хорошем смысле. А сейчас трудно найти достойный пример для подражания не только из телепрограмм, но и в жизни: ближайшее окружение в посёлке далеко от идеала.
Яндекс тебе в помощь!
Стало интересно, есть ли профориентация школьников в принципе. Сделала запрос в интернете, вышло большое количество ответов и ссылок, в том числе на публикации учителей. Например, один проект так и называется: "Шаг в будущее". Учитель первой категории цель проекта формулирует как необходимость "сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний". При этом решает следующие задачи:
1.предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
2.ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
3.способствовать личностному развитию учащихся.
Но меня более заинтересовал сайт, посвящённый профориентации и развитию подростков, анонсирующий работу профессиональной команды, сертифицированной агентством стратегических инициатив! Сразу скажу, что реклама обманула и "бесплатная профориентация" на деле оказалось платной, и даже очень дорогой – 39900 рублей. Но…тут обещают личного наставника для вашей семьи (!) при решении проблемы профориентации, т.е. специалисты работают и со школьником, и с его родителями! После 5-недельного тестирования обещают, что "подросток начнёт системно работать над собой, изучать себя, получит опыт самостоятельных решений", а в итоге осознает, "что его жизнь – в его руках". Это чудо преображения ребёнка, не представляющего свою будущую профессию, произойдёт после определённых упражнений и практик. Для родителей, вечно занятых на работе, для детей, "воспитывающихся" на телеканалах стс и музтв и не знающих, кем стать, эта программа может стать палочкой-выручалочкой: прошли тест, определили направление движения и планируйте свою профессиональную карьеру.
Модель профориентационной работы Талаканской СОШ:
Школа – "Труда" - "Знаний" - "Жизни".
Кавычки поставила не я! Надеюсь, это ошибка при печати, а получить
разъяснения в учебном заведении не получилось, т.к. там сослались на неимоверную занятость в экзаменационную пору. Описывать всю модель не стану (есть элективные курсы, участие в конкурсах и олимпиадах, консультации), но одно очень хотелось бы увидеть воочию, так как очень понимаю, как трудно делать выбор, какова цена ошибки при выборе профессии: "профессиональные пробы по профессиям, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку". И что немаловажно, это первоначальное приобретение опыта в различных сферах социально-профессиональной практики предполагают для учащихся 5-7 классов!
Ожидаемый результат
Плановый ожидаемый результат вдохновляет ещё больше. Обучающиеся 8-9 классов "имеют осознанный образовательный запрос", а 10-11 классов – "максимально адаптированы к формам и методам обучения в профессиональном учебном заведении". Чтоб хорошие планы воплотились в реальность, думается мне, школе нужна помощь со стороны родителей, постоянная, планомерная, хотя есть родители, которые считают, что школа обязана проводить эту работу в рамках образовательных программ. И, конечно, вся работа должна освещаться в СМИ, так как тема выбора профессии нашими детьми – социально-значимая тема.
Информация к размышлению
Только 30% специалистов работают по своей специальности.
Более 50000 профессий существует в мире.
57 профессий уйдут с рынка труда в течение 10 лет.
136 профессий появятся в ближайшие 5-7 лет.
- Жизнь меняется и я меняюсь. – Так отозвалась девушка, прошедшая тестирование по указанной выше программе. Она готова начать работать ещё в школе, выбирать профессию всю жизнь, не бояться потерять выбранную ранее.
А в советское время люди гордились одной записью в трудовой книжке. Как говорится, думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь.