В подразделениях гражданской авиации Советского Союза на различных должностях работали женщины. В основном на их плечи ложились регистрация пассажиров, оформление рейсов, обслуживание пассажиров на борту воздушного судна. Работали они на инженерно-технических должностях, в лабораториях авиационно-технических баз, службах горюче-смазочных материалов, авиадиспетчеров. А вот за штурвалом воздушных судов представительниц прекрасного пола были единицы, ибо законодательство и документы, регламентирующие лётную деятельность, не предусматривали женщин на профессиональной лётной работе.
И только пройдя по ступенькам аэроклубов ДОСААФ (Добровольного общества содействия Армии, Авиации и Флоту), получив свидетельство пилота-спортсмена, женщины через "верха" добивались права работать на лётных должностях в гражданской авиации и достигали известности.
В аэрофлоте хорошо знали имена командира корабля, Героя Социалистического Труда З. Ф. Соломатиной, а также установивших мировые рекорды на серийных воздушных судах гражданской авиации экипажей Героя Социалистического Труда Г. М. Улановой, И. С. Вертипраховой, И. А. Копец.
Во второй половине 60-х годов прошлого века пилотом самолёта Ан-2 в Колпашевском объединённом авиаотряде работала Валерия Максимовна Чебакова, выпускница Новосибирского педагогического института. Первоначальное обучение профессии пилота прошла в Новосибирском аэроклубе ДОСААФ. Как перспективного пилота, имеющего педагогическое образование, её направили в школу пилотов-инструкторов. По ее окончании В. М. Чебакова в течение семи лет работала пилотом-инструктором в Новосибирском аэроклубе, летала на самолётах Як-18, Як-11. Её налёт на указанных самолётах 1 500 часов, за семь лет подготовила 48 пилотов-спортсменов (а это почти полк!), дала им путёвку в профессиональную авиацию – военную, гражданскую.
Як-11 – тренировочный истребитель, созданный в середине 40-х годов на базе одного из лучших легких истребителей Второй мировой войны – Як-3. Максимальная скорость Як-11 составляла 456 км/час, на этой машине в 1954 г. был установлен мировой рекорд дальности полета для одномоторных самолётов – 1999,8 км. Тренировочный истребитель Як-11 широко использовался для обучения и тренировок лётного состава в аэроклубах, военных авиационных училищах.
Работая в аэроклубе, Валерия Максимовна, наряду с обучением курсантов, занималась авиационным спортом, и даже была чемпионом Сибири и Дальнего Востока по высшему пилотажу в 1955 году.
В 1965 году В. М. Чебакова начинает работать пилотом самолёта Ан-2 в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации. С 1966 по 1969 гг. она работает в Колпашеском объединённом авиаотряде, начинала летать с командиром самолёта Ан-2 Борисом Желтовым, а затем в течение двух лет – в экипаже Аркадия Петровича Харлова.
Валерия Максимовна вспоминает: "Работы выполнялись с подбором площадок с воздуха по обслуживанию геологоразведочных партий, полёты в сложных метеоусловиях по заявкам санавиации, по заявкам лесоавиационной охраны для выброски десантирования, транспортные полеты по перевозке грузов, почты и пассажиров. Аркадий Петрович Харлов – честный, грамотный, добросовестный пилот, посвятивший свою жизнь авиации".
А. П. Харлов – участник Великой Отечественной войны, в которой он принял участие на завершающем этапе, ибо его, пилота-инструктора лётного училища, не отпускали на фронт. И только в декабре 1944 г., освоив штурмовик Ил-2, стал воевать. Совершил 54 боевых вылета, награждён орденами: Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями за ратный труд и труд в нарымском небе, знаком "Отличник Аэрофлота".
Работая в Колпашеве, Валерия Максимовна зарекомендовала себя грамотным, квалифицированным пилотом, но чисто субъективные обстоятельства препятствовали назначению её командиром самолёта Ан-2… Не дали возможности полностью раскрыться таланту пилота, осуществить мечту – стать командиром воздушного судна.
Находясь на заслуженном отдыхе, В. М. Чебакова активно участвует в общественной жизни: она входит с состав Всероссийской организации женщин лётной специальности "Авиатрисса", награждена медалью "За верность авиации", выступает в школах. Валерия Максимовна тепло, с благодарностью вспоминает ветеранов-колпашевцев: здравствующих В. П. Миллера, И. Ю. Иртуганова и покинувших земную обитель И. В. Анисимова, И. С. Вавилова, И. В. Рожкова, А. П. Харлова.
Живя в Новосибирске, она дружит с Б. А. Желтовым, В. П. Бояркиным, с которыми в молодости работала в Колпашеве, которые для неё стали близкими друзьями, оказывают ей помощь и поддержку в сегодняшней жизни.
Мечтает Валерия Максимовна посетить летом Колпашево… Что ж, будем ждать!
Г. САРАЕВ, ветеран труда.
На фото: В. М. Чебакова и А. П. Харлов. У самолёта Як-11 (В. Чебакова – вторая справа).
19.04.2017