В связи с этими событиями по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Вознесенский кафедральный собор г. Колпашево из Троице-Сергиевой лавры будет принесена великая святыня – ковчег с частью Ризы Пресвятой Богородицы.
Встреча святыни состоится 16 марта в 17 часов.
Ковчег будет пребывать в соборе до 19 марта. Доступ к святыне будет открыт с 8:00 до 18:30. Молебны Божией Матери будут совершаться ежедневно в 11:00 и 17:00. В дни пребывания святыни на молебны принимаются записки о здравии. Последний молебен будет совершен 19 марта в 17 часов.
История святыни – чудотворной Ризы Пресвятой Богородицы
Известный ученый, философ и искусствовед, священник Павел Флоренский называл Троице-Сергиеву лавру сердцем России и ее лицом. "Чтобы понять Россию, надо понять Лавру", – говорил он. Сюда со всего мира стекаются паломники, чтобы перед священной гробницей игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского излить свою душу и возвратиться домой обновленными и одухотворенными.
Лавра поражает великолепием своих храмов, чинностью богослужений, духовной жизнью ее насельников, обилием исторических и художественных памятников нашего народа. Кроме мощей преподобного Сергия, здесь бережно сохраняются и другие многочисленные святыни. Многие из них располагаются в Серапионовой палате. Так называется пристройка к самому древнему лаврскому собору – Троицкому. Свое название палата получила от находящейся здесь среди других святынь гробницы с мощами святителя Новгородского Серапиона. Она была возведена в XVI веке на месте, где ранее находилась келия преподобного Сергия. Именно здесь он нес свой молитвенный подвиг, здесь преподал благословение на битву с Мамаем великому князю Дмитрию Донскому и здесь однажды сподобился явления самой Царицы Небесной. И именно здесь, под сводами палаты, хранится величайшая святыня – частица Ризы Пресвятой Богородицы.
Непрерывной вереницей тянутся сюда люди разные по возрасту и образованию, профессии и социальному положению. С любовью они касаются устами священного ковчега, прося у Божией Матери благословения на благополучие в семейной жизни, на рождение и достойное воспитание детей, испрашивают защиты от врагов и злых обстоятельств, исцеления от различных недугов. И Царица Небесная всех их ограждает и покрывает Своей священной ризой, каждому простирает с небесных высот руку Своей помощи.
Этот ковчег крайне редко покидает стены древней Лавры. Но в марте 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в ознаменование пятилетия образования Томской митрополии эта святыня, а вместе с ней Сама Пресвятая Богородица, отправляется в дальний путь, длиной в 4 тысячи километров. Ее путь – в Томск, к сибирякам, для того, чтобы благословить их и поддержать на жизненном пути.
Благодатная сила святыни
Некоторые могут сказать: "Для чего нам необходимо соприкосновение со святыней, чтобы получить помощь от Бога или Его Пречистой Матери? Разве мы не можем и вдали от святынь обращаться к Богу с молитвой и получать от Него защиту на любом месте?" Конечно, можем. Но Господу угодно нам, облеченным плотью людям, являть Свою Божественную силу и через материальные предметы, являющиеся святынями.
Такие предметы преисполняются Божественной силы и благодати тогда, когда к ним прикасается Господь, когда Он по своей милости делает их орудиями Своего милосердия. Преисполненной благодатной силы святыней является и многоцелебная Риза Пресвятой Богородицы, через которую Сам Бог, по молитвам Пречистой Своей Матери, совершает дивные и славные чудеса. По молитве перед этой святыней многие бездетные родители обретают радость отцовства и материнства, больные получают силы к уврачеванию недугов, отступают неурядицы и печали личной жизни, обретается защита от различных проявлений зла, утоляются скорби мятущейся души. Соприкосновение с этой святыней многим страдающим от разного рода зависимостей дают силы к их преодолению.
История появления Ризы Богоматери в Константинополе
Христиане бережно сберегали и пронесли через века священные предметы, связанные с Той, Которая удостоилась стать Матерью Спасителя мира. Одной из таких сохранившихся до наших дней реликвий является Пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон. Впервые в истории он доставлялся в Россию в 2011 году. Тогда к этой святыне смогли подойти и вознести перед ней молитвы более 3 миллионов человек. Еще одной сохранившейся святыней является мафорий (или омофор), то есть головной убор Божией Матери. Он хранится в одном из соборов Франции, куда был передан в VII веке византийским императором королю Карлу Великому. Но особы благоговейным почитанием окружена Честная Риза Пресвятой Богородицы (ее хитон). Эта риза покрывала тело Пресвятой Богородицы во время Её земной жизни. Этой честной ризы касался Сам Господь наш Иисус Христос, Которого Дева Мария носила на руках в годы Его младенчества. Поэтому одеяние Божией Матери преисполнено благодати Святого Духа, является источником благословения, исцелений и защиты с благоговением и любовью к нему касающихся.
Перед Своим успением Пресвятая Богородица завещала ризу одной благочестивой девице из города Назарет. Та бережно хранила святыню всю жизнь и перед кончиной передала другой девице своего рода. Так продолжалось несколько поколений.
В V веке два брата, знатные патриции Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. Придя в Назарет, они остановились ночевать в доме благочестивой женщины. В одной из комнат они почувствовали сильное благоухание ладана. Кроме того, на подсвечниках там горело множество свечей. Иногда в эту комнату какие-то люди заносили тяжелобольных. Это было так необычно, что вельможи спросили хозяйку, что это значит. Она рассказала им, что хранит у себя дорогую святыню – ковчег с ризой Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Поведала о том, как ей досталась эта святыня, сокрушаясь, что в ее роде уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение. Благочестивые братья возгорелись желанием, чтобы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града, и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь.
Патриарх Царьградский Геннадий и император Лев Великий (457–471), узнав о принесении Ризы Богоматери в столицу, со священным трепетом приняли решение поместить ее в самом почетном месте города. Во Влахернах, около берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенес священную ризу во Влахернский храм. В этот день установлен праздник "положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне". Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса. Пресвятая Дева являла защиту и покров не только отдельным людям, но не раз защищала от бед город Константинополь и всю империю.
Чудо от Ризы Пресвятой Богородицы в 860 году
В 860 году наши далекие предки стали свидетелями чуда, явленного Божией Матерью через Свою Ризу. 18 июня 860 года флот князя Аскольда из 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вышел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. Не видя сопротивления, россы грабили предместья столицы и возводили укрепления для осады. Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу, но без войска. Всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.
Опасность возрастала с каждым часом. Патриарх Фотий со всем народом, совершив молитву Богоматери перед ковчегом с Её ризой, обнес святыню вокруг городских стен с надеждой на помощь свыше. По свидетельству первой русской летописи "Повесть временных лет" и различных исторических хроник 18 июня 860 года Патриарх Фотий во главе Крестного хода обошел стены осажденного города. Приблизившись к морю, он на глазах у неприятеля опустил в волны залива Золотой Рог край ризы Божией Матери. Внезапно поднялась сильная буря. Флот россов стал терпеть бедствие, многие ладьи были разбиты о скалы или, опрокинувшись, потонули. Это чудо и благодатная сила Ризы Богоматери смягчили сердца неприятелей, заставив их снять осаду и удалиться.
Но россы удалились от стен Царьграда ненадолго. Через несколько месяцев в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входило положение о Крещении Киевской Руси и присылке на Русь епископа и духовенства. Таким образом, задолго до Крещения Руси при князе Владимире была образована Русская епархия Константинопольской церкви. Князь Аскольд был крещен с именем Николай. Приняла святое Крещение и значительная часть княжеской дружины. В Киеве и других русских городах появились христианские храмы.
Чудо Богородицы при князе Андрее Боголюбском
Кто бывал в городе Владимире на Клязьме, не мог не обратить внимания на удивительный памятник древнерусского каменного зодчества – Золотые ворота, построенные по велению князя Андрея Боголюбского в 1164 году. Но мало кто знает, что храм на этих вратах был посвящен Положению Ризы Пресвятой Богородицы. И это не случайно. Андрей Боголюбский бывал в Константинополе и, конечно, имел возможность молиться перед Ризой Пречистой Богоматери. Он хотел, чтобы и его удел был храним силой этой святыни, чтобы пречистая Дева даровала ризу тела Своего, как "державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное".
Чудо было явлено уже при строительных работах. Князь Андрей Боголюбский торопился снять леса и кружала с ворот до праздника Пасхи. Однако к этому времени штукатурка не до конца просохла и обвалилась. Обрушилась и часть кладки, похоронив под собой 12 человек. Князь Андрей взмолился к Пресвятой Богородице о спасении пострадавших, говоря, что иначе он будет считать себя виновником их гибели. Завалы были разобраны, а все погребенные под ними оказались целыми и невредимыми.
Часть Ризы Богоматери в Москве
В конце XIV века жил и трудился на благо Церкви Христовой архиепископ Суздальский Дионисий. Во время своего нахождения в Константинополе он сблизился с патриархом. Это позволило Дионисию воспринять в столице Византии многие святыни, которыми был богат Царьград. Среди этих святынь была и часть Ризы Пресвятой Богородицы. Она была доставлена Дионисием в Москву и стала одной из главных святынь московского великокняжеского рода. Местом её хранения стал Благовещенский собор Московского Кремля. Хранившая прежде столицу Византии, святая Риза Богоматери спасала теперь от неприятеля и первопрестольную Москву.
На Соборной площади Московского Кремля, с западной стороны Успенского собора расположилась небольшая церковь Ризоположения. Этот храм – еще один памятник помощи Царицы Небесной, которую Она явила через Свою Ризу.
В 1451 году, во время правления московского князя Василия Темного, степные кочевники вторглись на русские земли. Татары безжалостно убивали и захватывали в плен мирных поселян, разоряли и грабили. В конце июня кочевники подступили к Москве. Они сожгли вокруг столицы многочисленные посады и приступили к осаде города. Люди в Кремле задыхались от дыма. Князь бежал. В Москве оставался митрополит Московский и всея Руси Иона. Вместе с москвичами он усердно молился Пресвятой Богородице перед ковчегом с Её чудотворной Ризой.
И чудо не заставило себя ждать. 2 (15) июля 1451 года, как раз в день церковного праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, рано утром, когда дым от пожарища рассеялся, оказалось, что татары неожиданно ушли, побросав все награбленное ими имущество. В память чудесного спасения Москвы усердием митрополита Ионы была построена церковь Ризоположения, которая стала домовым храмом московских митрополитов. Первоначально церковь была деревянной, но в 1486 году вместо нее возвели каменный храм, сохранившийся до наших дней.
Кроме части Ризы Пресвятой Богородицы, привезенной в Москву святителем Дионисием Суздальским, и хранившейся в кремлевском Благовещенском соборе, в XVII веке стараниями сподвижника царевны Софьи Алексеевны князя В. В. Голицына в Россию был доставлен еще один реликварий с частью Ризы Божией Матери. Местонахождением этого ковчега со святыней стал Успенский собор Московского Кремля. После революции 1917 года обе святыни оказались в запасниках кремлевских музеев. В 2008 году ковчег с частью Ризы Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время одна часть ризы хранится в Храме Христа Спасителя, а другая – в Серапионовой палате Троице-Сергиевой лавры.
Подготовлено по материалам Колпашевской епархии.