Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в дошкольной организации происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Цель, над которой педагогический коллектив работал в течение последних 2-х лет – подготовка к переходу на образовательную деятельность в соответствии с новой основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной с учетом основной образовательной программы дошкольного образования "Вдохновение".
За 2 года педагоги изучили содержание новой программы, технологии, методы и формы работы. Произошли принципиальные изменения в организации развивающей предметно-пространственной среды. Во всех группах появились Центры развития, они наполнены новым содержанием, информационные доски, новая детская и игровая мебель. Воспитанники и родители активно участвуют в проектной и исследовательской деятельности, создавая свои первые детско-взрослые проекты. Комплект учебно-методической литературы – главный помощник в постижении тонкостей новой программы. И можно с уверенностью сказать, что новый учебный год в группах дошкольного образования начался по-новому для всех участников образовательных отношений.
В ноябре все педагоги групп дошкольного образования пригласили коллег на открытые просмотры образовательной деятельности. И было на что посмотреть. "Домашние животные", "Транспорт", "Комнатные растения", "Человек" – вот перечень тем, которые выбрали воспитанники для изучения.
Тема, которую изучали воспитанники подготовительной к школе группы, была "Древние люди. Эволюция". Ребята с интересом знакомились с историей появления древних людей, условиями их жизни, орудиями труда, письменностью и многими другими особенностями жизни. На итоговом занятии дошкольники продемонстрировали очень хорошие знания в этой области, а также научились писать, как древние люди, строить шалаши и создавать книги.
Детско-взрослый проект в форме презентации, выполненный с мамой, представил Реутов Егор. Слушатели с интересом дополняли увиденное и задавали вопросы. С помощью своих предпочтений и желаний ребята выбрали себе занятия в Центрах активности. В первом Центре ребята вместе с воспитателем писали на глиняных дощечках знаки древних людей. Во втором Центре вместе с музыкальным руководителем создавали книгу эволюции человека и орудий труда. А в третьем Центре построили шалаш, очень похожий на жилище древних людей. По окончании каждая группа поделилась своим опытом работы в Центре с другими ребятами. Ни у кого из детей затруднений не возникло. Ребята с удовольствием и легкостью выполнили все задания, потому что было интересно.
Судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться. Задача педагогов – через познание окружающего мира научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, творческие способности и неординарное мышление. В этом нам может помочь образовательная программа "Вдохновение" и неравнодушные педагоги. Познавая мир в таком формате, дети, во-первых, могут заниматься разными видами деятельности в зависимости от своих потребностей и интереса, во-вторых, дети не являются слушателями, они – непосредственные участники, творцы, в-третьих, материал для изучения всегда подобран в соответствии с темой: разнообразный, познавательный и интересный, и обязательно есть творческие задания. Такая работа интересна воспитанникам. Они стали серьёзнее, активнее и великодушнее. Совместная работа с детьми по программе "Вдохновение" показывает, что детей можно и нужно учить творить, выдумывать, фантазировать и жить в детском саду интересной жизнью.
А нам, педагогам, нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок был творцом, художником, мыслителем.
В. УШАКОВА,
воспитатель ГДО МАОУ "СОШ №2".