Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Конструирование является одним из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься конструированием с 3-х лет. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В возрасте 5–7 лет образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
В группах дошкольного образования МАОУ "СОШ №2" конструирование существовало всегда, но если раньше в приоритете было конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Если раньше в приоритете были ТИКО-конструкторы, то сегодня, не умоляя значения ТИКО-конструирования, на первый план выходят конструкторы LEGO и связанные с ними возможности образовательной роботехники.
Актуальность внедрения LEGO-конструирования и робототехники значима, так как это:
1) отличное средство для интеллектуального развития дошкольников;
2) возможность сочетать образование, воспитание и развитие в режиме игры;
3) возможность проявлять инициативу и самостоятельность детям в разных видах деятельности;
4) объединение исследовательской и экспериментальной деятельности.
Конструктор побуждает работать в равной степени и руки, и голову, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Очень важно, что дети работают в коллективе: они учатся брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения.
Робототехникой наши воспитанники занимаются сравнительно недавно. Дополнительная общеразвивающая программа "Робосад" для детей 4–5 лет появилась в начале учебного года, и сразу же нашлись желающие осваивать сложный мир роботов. Воспитанникам настолько интересно заниматься конструированием, что они не хотят уходить домой. Это очень интересный и увлекательный процесс, и дети с огромным удовольствием играют, воплощая в проектах свои идеи и фантазии. Сначала появились простые модели, затем – более сложные. Участники объединения успели попробовать себя в конкурсах. И сразу успешно. Так, для участия в межрегиональном конкурсе "Эра роботов" Татьяна Петрова вместе с педагогом Ахтамовой Е. С. создали проект "Крокодил выходит на сушу", в котором крокодил не только открывает пасть, но и действительно двигается (с помощью колес) в окружении обитателей африканского побережья. Татьяна завоевала Диплом 2-й степени. Команда "Микроробики" приняла участие в муниципальном сетевом образовательном мероприятии "Турнир "Друзья РОБОтёнка". В составе команды выступили Косова Виолетта, Костарева Кристина и Журавлева Лидия. Девочки успешно выполнили все задания, представили свои модели, продемонстрировав знания в разных областях робототехники.
Первые успехи подтолкнули воспитанников объединения к новым замыслам и проектам. Сегодня уже все воспитанники средней группы не представляют свой день без любимых конструкторов.
Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
LEGO-конструирование и робототехника больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Это великолепное средство для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Именно поэтому в группах дошкольного образования разработана еще одна общеразвивающая программа "Занимательная роботехника", которая объединит желающих конструировать в возрасте 5–7 лет. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников и привлечь родителей (законных представителей) к совместному техническому творчеству – цель новой программы.
Е. АХТАМОВА,
воспитатель ГДО МАОУ "СОШ №2".