Это постановление послужило мощным импульсом в создании и развитии гражданской авиации страны, крупнейшей мировой авиакомпании. 9 февраля – официальная дата создания гражданской авиации СССР.
Потребовалось 56 лет, учитывая ратные и трудовые подвиги гражданских авиаторов, их вклад в развитие и освоение Сибири, Дальнего Востока, Севера, освоение новых образцов воздушных судов, чтобы 2 февраля 1979 года Указом Президиума Верховного Совета СССР установить праздник – День Аэрофлота.
В авиации, как и в других отраслях промышленности и транспорта, складывалась семейственность, в хорошем понимании этого слова. До войны широко известны были в авиационных кругах братья: Коккинаки, Владимир Константинович, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, шеф-пилот ОКБ С. В. Ильюшина, Константин Константинович, Герой Советского Союза, лётчик-испытатель. Братья испытывали самолёты с маркой Ил.
В годы войны прославились братья Глинки: Борис Борисович, Герой Советского Союза, Дмитрий Борисович, дважды Герой Советского Союза, оба лётчики-истребители, служили в одном соединении с А. И. Покрышкиным.
В морской авиации были известны братья Курзенковы.
В гражданской авиации практически во всех подразделениях трудились семьями.
Сегодня фрагментарно поведаем о братьях, которые трудились в Колпашевском авиапредприятии на лётных должностях, внесли свой труд в развитие авиационных линий, в улучшение культуры обслуживания населения северных районов области. Велик их вклад в разведку и освоение нефтегазовых богатств, строительство ЛЭП, нефтегазопроводов.
Исмаил, Анвер, Камиль Иртугановы
Исмаил после окончания лётного училища начинал свою лётную деятельность пилотом самолёта По-2, затем последовательно освоил самолёты Як-12, Ан-2, вертолёты Ми-4, Ми-8. Длительное время работал на командных должностях. Он активно участвовал в общественной жизни предприятия, района, входил в состав бюро Колпашевского ГК КПСС.
9 февраля 1973 года за долголетний и безупречный труд Исмаил Юнусович Иртуганов был награждён орденом Дружбы народов.
Ранней весной 1983 года экипаж Исмаила Юнусовича выполнял рейс из аэропорта Каргасок в одно из сёл района, на борту в числе пассажиров была мать с новорождённым ребёнком. Через считанные минуты полёта возникла неисправность одного из двигателей, что привело к его возгоранию.
Командир вертолёта вместе с экипажем среди "моря воды" нашли сухой пятачок земли, произвели посадку, спасли пассажиров, вертолёт. Экипаж был удостоен знаков "Отличник Аэрофлота".
Братья Анвер и Камиль, окончив авиатехническое училище, начинали трудиться техниками, а затем стали работать бортовыми механиками вертолёта.
Борис, Игорь Калашниковы, колпашевцы, окончив школу, поступили в лётное училище. Старший Борис – "чистый вертолётчик". Работал командиром вертолётов Ми-4, Ми-8.
5 ноября 1997 года экипаж вертолёта Ми-8, командир Борис Васильевич Калашников выполнял транспортно-связной полёт из аэропорта Средний Васюган. На высоте 250 метров возникла нештатная ситуация, которая реально могла привести к тяжёлому инциденту.
Профессионализм, хладнокровие Бориса Васильевича и экипажа позволили посадить вертолёт на аэродроме вылета "по-самолётному" на скорости, выше предписанной документами, но пассажиры, экипаж и вертолёт не пострадали.
Калашников Б. В. – один из первых пилотов современной гражданской авиации, был удостоен ордена Мужества.
Командир экипажа, второй пилот Виктор Липчак, бортмеханик Игорь Куликов были награждены Дипломом Международного Фонда авиационной безопасности.
Игорь Васильевич Калашников работал командиром самолёта Ан-2, Як-40. Профессионал, "лётчик от Бога", так его назвал А. Федорченко в книге "Колпашевская авиация вчера, сегодня… и завтра".
Братья Калашниковы своим трудом, доброжелательностью снискали уважение в коллективе авиапредприятия.
Братья Вадим и Евгений Ростовцевы
Вадим – командир вертолёта Ми-8, Евгений – бортмеханик вертолёта Ми-8, авиаторы во втором поколении.
Их отец Иван Гурьянович Ростовцев, выпускник Сталинградского военного авиационного училища, лётчик, выпускался на самолёте МиГ-19 – первом сверхзвуковом истребителе ВВС СССР. В связи с сокращением Вооружённых сил перешёл в гражданскую авиацию. Кабину МиГ-19 "поменял" на кресло пилота "тихохода" Як-12. Работал Иван Гурьянович на командно-лётных должностях, освоил вертолёты Ми-4, Ми-8. Сыновья, пусть на разных лётных должностях продолжили авиационную стезю отца, своим трудом помогали заказчикам выполнять работу по развитию промышленного потенциала области. Сегодня ветераны труда Ростовцевы на заслуженном отдыхе.
Общий стаж работы братьев Анатолия и Ивана Андриенко в Колпашеве более полувека. Как все выпускники лётных училищ, они начинали работу вторыми пилотами самолёта Ан-2, а завершали командирами самолёта Як-40.
Некоторое время после лётной деятельности работали в наземных подразделениях авиапредприятия, которые обеспечивали полёты и безопасность пассажиров.
Виктор, Евгений Звягины суммарно провели в нарымском небе более 40 лет. Виктор Петрович – командир вертолёта Ми-8, Евгений Петрович – командир Ан-2, Як-40, а под занавес лётной карьеры освоил вертолёт Ми-8, стал командиром экипажа.
Братья Звягины добросовестно, с большой ответственностью относились к выполнению полётных заданий, были авторитетны среди заказчиков и в коллективах лётных подразделений.
Василий и Александр Тарабан, украинцы, родом из Кременчуга, в родном городе окончили лётное училище и приехали в Колпашево.
Василий летал на Ан-2, первый из колпашевцев командир Як-40, пилот, имевший дар, как говорится, "божьей милостью". "Впоследствии мы назовём его "профэссор". Настолько филигранна стала его техника пилотирования, точными расчёты и быстрой реакция", – так пишет о Василии Степановиче ветеран труда, его командир и коллега А. С. Федорченко в книге "Колпашевская авиация вчера, сегодня… и завтра". Это был спортсмен, мягкий, лиричный человек, хозяин своего слова, умелый инструктор.
После ухода с лётной работы Василий Степанович прожил недолго… трагически погиб в быту.
Младший Александр летал на самолёте Ан-2, работал на командно-лётных должностях, с должности пилота самолёта Ан-28 ушёл на заслуженный отдых, уходу способствовала пресловутая "перестройка".
Непродуманность, верхоглядство привели к сокращению гражданской авиации, уходу с лётной работы тысяч молодых перспективных пилотов, особенно, в малой авиации.
"Звёздочками" промелькнули на авиационном горизонте нарымского неба братья Казаки – Юрий и Александр, выпускники Тогурской школы. Они получили хорошее образование, в том числе и музыкальное.
В авиапредприятии создали ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), который был хорошо известен в городе, представляя район на зональных смотрах самодеятельности.
Летали братья на самолётах Ан-2, Як-40. Юрий перешёл на работу в Западно-Сибирское Управление гражданской авиации, где занимал высокую должность. Юрий Григорьевич трагически и рано покинул земную обитель.
Незадолго до наступления 2021 года после тяжёлой болезни скончался и Александр Григорьевич. Братья оставили о себе хорошую память у всех, кто с ними работал.
В Парабельском авиазвене работали Василий и Виктор Некрасовы, хорошо подготовленные пилоты, командиры самолёта Ан-2. Василий длительное время возглавлял звено, зарекомендовал себя умелым руководителем. После ухода на пенсию работал защитником природы – инспектором рыбоохраны, он навсегда остался в Парабели, а младший Виктор вернулся на Украину.
Братья Некрасовы, особенно Василий, оставили о себе добрую память у жителей села Парабель и ветеранов аэропорта.
Виктор и Александр Ремез – авиаторы во втором поколении.
Их отец Станислав Карлович почти всю свою лётную жизнь отдал Колпашевскому авиапредприятию, дядя – Иван Васильевич Анисимов, кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени был в числе лётчиков образованного 29 декабря 1945 года звена самолётов По-2 в аэропорту Колпашево.
Виктор начинал лётную работу пилотом самолёта Ан-2, быстро стал командиром самолёта Ан-2, затем переучился на вертолёт Ми-8. Это был профессионально хорошо подготовленный пилот, умело и грамотно пилотировал вертолёт, чувствовал каждой частицей своего тела воздушное судно, по заслугам был награждён знаком "Отличник Аэрофлота".
Однако увлечение алкоголем не позволило ему работать в небе, а затем увело его из жизни.
Александр после окончания авиационно-технического училища работал авиатехником, затем бортмехаником вертолёта Ми-8. Он, работая в Колпашевском авиапредприятии, активно участвовал в общественной жизни, вместе с друзьями Вадимом Галимовым, Олегом Родиковым играли в духовом оркестре. После развала авиапредприятия он работал в Томском филиале Авиапредприятия "ГазпромАвиа".
Александр добросовестно относился к работе, был надёжным помощником командира вертолёта. Он трагически погиб в быту.
Александр и Евгений Сергеевы. Александр пришёл в авиацию по следам младшего брата Евгения. После окончания Кременчугского лётного училища в 1973 году работал инструктором тренажёра, медицина не позволила ему летать. Пройдя лечение, быстро освоил профессию, летал на вертолётах Ми-4, Ми-8. Весьма коммуникабельный человек, с большой ответственностью относился к каждому полёту. Погиб в ДТП, возвращаясь из отпуска.
Евгений работал пилотом, командиром самолёта Ан-2, был одним из молодых командиров, возглавляя звено самолётов Ан-2 в аэропорту Парабель.
После окончания Академии гражданской авиации работал командиром лётного отряда, с 1983 по 1988 годы возглавлял Колпашевское ордена Трудового Красного Знамени авиапредприятие.
После выборов, уступил своё место К. Н. Кузьмину. Продолжал работать пилотом-инструктором, передавая свой опыт молодёжи. Неизлечимая болезнь прервала его жизненный путь на 49-м году.
Бортовыми механиками вертолётов Ми-8 работали братья: Сергей и Валерий Волковы, Валерий и Юрий Глазырины, Владимир и Сергей Ельниковы.
Работали братья (родные, сродные) практически во всех подразделениях Колпашевского авиапредприятия. Характерно, многие из нынешних авиационных работников, выпускников школ города и работающих ныне по разным сёлам и весям России, пошли в авиацию по следам родителей, либо близких родственников.
9 февраля старшее и среднее поколение авиационных работников нашей страны отметят праздник и вспомнят былое и прошлое родной гражданской авиации.
Г. САРАЕВ, В. ЧАЙКА,
ветераны гражданской авиации.