Характерно, что в декабре 2023 года исполнится 90 лет с даты создания аэропорта Колпашево, на базе которого выросло Краснознамённое авиапредприятие. Авиапредприятие 22 февраля 1999 года вошло в состав Томского авиационного объединения, последовавшие в течение ряда лет преобразования и реорганизация привели к созданию Колпашевского филиала "ТомскАвиа", которые некоторое время назад привели к прекращению работы филиала.
На фотографии, датируемой 1953 годом, запечатлена часть коллектива аэропорта Колпашево.
Фрагментарно расскажем о некоторых специалистах, посвятивших свою трудовую жизнь служению гражданской авиации – Колпашевскому авиапредприятию.
В нижнем ряду первый слева – Николай Петрович Радонский. Окончил в 1940 году Благовещенское училище связи. Участник разгрома японской Квантунской армии. В аэропорт пришёл в 1950 году и начал работать радиотехником, затем начальником узла связи.
Николай Петрович в течение пяти лет руководил службой связи, ему вместе со специалистами приходилось монтировать, обучать работе связистов вновь открываемых аэропортов. 35 лет проработал Н. П. Радонский, оставил о себе добрую память у работников службы связи и у ветеранов. Его дети, сын и дочь, посвятили свою жизнь авиации.
Рядом с ним – Рудольф Владимирович Панов-Ян, в обыденной жизни – Николай Владимирович. Этнический немец. Великую Отечественную войну встретил на Краснознамённой Амурской флотилии матросом-мотористом глиссера. Были такие кораблики-судёнышки на вооружении довоенных речных флотилий советского ВМФ. Быстроходные, юркие, вооружённые крупнокалиберными пулемётами, они представляли серьёзную опасность для противника.
Службу матрос Рудольф Ян успешно совмещал с художественной самодеятельностью, был скрипачом в ансамбле песни и пляски флотилии. Достоверно известно, что в начале 90-х годов ХХ века старшее поколение забайкальского городка Сретинск, что стоит на реке Шилка, хорошо помнило его виртуозную игру.
В сентябре 1941 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 августа 1941 года лица немецкой национальности были отозваны из частей армии и флота и переведены в строительные батальоны. Рудольф Владимирович работал на лесозаготовках на Чулыме, через два с небольшим года он направляется в Колпашево, работает в организациях города, получает специальность шофёра. Прожив некоторое время в Колпашеве, обратился в военкомат с заявлением направить на фронт, но получил яростный гневный разнос от военкома… "поощрение" – вечное поселение в Колпашеве.
В аэропорт пришёл в 1952 году автотехником. Проработал Рудольф Владимирович на средних командно-руководящих должностях более четверти века. Внёс большой вклад в развитие и становление наземных служб Александровского (Стрежевского) авиапредприятия. Его помнят и вспоминают добрым словом ветераны Колпашева и Стрежевого. Сыновья работали в Колпашевском авиапредприятии: старший – радиотехником, младший – командиром самолёта Ан-2.
Третьим слева на фото Александр Семёнович Рюнтю, блокадник Ленинграда. На работу в аэропорт пришёл в 1953 году. Он неоднократно исполнял обязанности начальника службы спецавтотранспорта, а в 1966 году был официально утверждён в должности.
В течение десяти лет Александр Семёнович руководил службой спецавтотранспорта. Природный ум, техническая интуиция, мужицкая сметка, спокойная уверенность помогали ему решать множество сложных служебных задач, руководить большим коллективом. А. С. Рюнтю, только ему известными методами поддерживал требуемую директивными документами исправность не только спецмашин, но и грузового парка.
Как начальник службы, он словом и делом помогал начальникам колонн в освоении новой техники, работе с личным составом. Его трудно было застать в кабинете, его рабочими местами были аэродром, мастерские, боксы, он не чурался никакой работы.
Жена, сын и дочь трудились в авиапредприятии. Память об Александре Семёновиче Рюнтю жива у бывших работниках спецавтотранспорта всех базовых аэропортов и у ветеранов.
В крайнем ряду на снимке сидит Дмитрий Анемподистович Новосёлов. В 1949 году двадцатилетним он начал службу авиационным специалистом в аэропорту Колпашево. Авиатехник с большим опытом практической работы Дмитрий Анемподистович досконально знал авиационную технику, которая стояла на эксплуатации. Опытный воспитатель и учитель. Лауреат Первого Всесоюзного конкурса авиатехников вертолётов Ми-8 (июнь 1983 года). Отличник Аэрофлота М. В. Демидов так вспоминает Дмитрия Анемподостовича и его товарищей: "Свои знания они с удовольствием передавали молодёжи. Из-под их лёгкой (а иногда и не очень лёгкой) руки выходили классные техники, многие из которых стали бортовыми механиками".
Вся семья Д. А. Новосёлова работала в авиапредприятии. Общий стаж семьи в авиации – более ста лет.
Во втором ряду второй слева, рядом с начальником аэропорта М. И. Новосадовым – Николай Яковлевич Расторгуев – бухгалтер. Участник Великой Отечественной войны, получивший тяжёлое ранение, стойко вынес тяготы ранения, получил специальность финансового работника. Сорок лет работал большей частью главным бухгалтером Колпашевского авиапредприятия. Досконально знал бухгалтерскую документацию, экономику, умело руководил отделом бухгалтерского учёта и финансов. Пользовался большим уважением у главных бухгалтеров Министерства гражданской авиации и Западно-Сибирского Управления гражданской авиации. Память о нём хранят ветераны авиации.
Сын и внук посвятили себя службе в военной авиации.
Несколько слов о женщинах, запечатлённых на этом историческом снимке, и пусть они из другого ведомства – гидрометслужбы – но они посвятили свою трудовую и общественную жизнь Колпашевскому авиапредприятию.
Вторая справа во втором ряду – Зинаида Максимовна Аксёнова, старший инженер-синоптик авиационной метеорологической станции. Высококвалифицированный специалист, прекрасно знала район полётов, весьма грамотно анализировала синоптические карты, фактическую погоду, что позволяло выдать лётному составу точный прогноз погоды.
Сын работал авиатехником, бортовым механиком, начальником смены производственно-диспетчерской службы авиапредприятия.
Дочь – инженер-синоптик.
Пятая слева в третьем ряду – Александра Александровна Колмакова, радист авиаметстанции. Первоклассный специалист, освоила приём метеоданных всеми видами связи, грамотный умелый помощник инженерного состава авиаметстанции.
Сын работал авиационным диспетчером службы движения.
В следующих заметках, которые будут регулярно публиковаться в районной газете "Советский Север", мы продолжим рассказывать о ветеранах-авиаторах.
Г. САРАЕВ, В. ЧАЙКА,
ветераны авиации.
На снимке:
Коллектив аэропорта Колпашево (1952 г.)