На переднем плане запечатлены четверо авиаработников, которые своим трудом, активной общественной жизнью заслуженно были авторитетны в коллективе объединённого авиаотряда.
Первым справа налево сидит Геннадий Фёдорович Маньков, начальник авиационно-технической базы. Он из первых плеяд дипломированных авиационных инженеров в Колпашево в 1964 году начал, в хорошем понимании слова, карьеру – карьеру авиационного инженера-руководителя. Через три года, двадцатидевятилетним, назначается начальником авиационно-технической базы (АТБ)
На плечах инженерно-технического состава АТБ лежало техническое обслуживание шести типов воздушных судов: самолётов Як-12, Ан-2, вертолётов Ми-1, Ми-4 с поршневыми двигателями, Ми-2, Ми-8 с газотурбинными, которые начали интенсивно поступать в гражданскую авиацию. Вертолёт Ми-8 и его модификации, по сей день один из лучших в мировой авиации.
Ветеран труда, Отличник Аэрофлота Иван Павлович Долгов, проработавший авиатехником 36 лет, был очень наблюдательным, с хорошей памятью, в своём очерке "Исторические заметки о Колпашевском авиаотряде (1952–1988 гг.)", напечатанные в книге "Колпашевская авиация вчера, сегодня… и завтра" пишет: "В те, уже далёкие годы, годы подъёма Колпашевского объединённого авиаотряда, не хватало служебных помещений, инструментов, вспомогательного оборудования. Воздушные суда приходилось обслуживать в ангарах, тепляках, разработанных на заре авиации, а порой во "всесоюзном ангаре" – под открытым небом".
Молодость, энтузиазм помогали коллективу АТБ под руководством Г. Ф. Манькова успешно решать вопросы технического обслуживания авиационного парка, тем самым полноценно удовлетворять потребности организации Заказчиков в воздушных судах, обеспечивать надёжную высокую регулярность пассажирских перевозок. Истинная причина внезапного увольнения и отъезда Г. Ф. Манькова из Колпашево неизвестна.
Рядом с Г. Маньковым сидит Виктор Петрович Панов, в те годы начальник БАО (база аэродромного обеспечения), позже заместитель командира предприятия по наземным службам. Коренной житель Колпашева, его детство и юность прошли в трудные военные и послевоенные годы. С малых лет помогал матери воспитывать младших братьев.
В армии освоил специальность авиамеханика и навсегда связал свою жизнь с авиацией. Работу в Колпашевском авиаотряде Виктор Панов начал авиатехником. Освоил самолёты Ан-2, Як-12, вертолёт Ми-8, возрос до старшего инженера ОТК (отдела технического контроля) авиационно-технической базы.
Командир объединённого авиаотряда Ю. И. Моисеев, видя хорошие организаторские способности В. П. Панова, предложил ему возглавить вновь созданное подразделение БАО – базу аэродромного обслуживания, и не ошибся. Он быстро вошёл в должность, понял сущность и задачи БАО, это помогло быстро сформировать коллектив, отладить работу.
Виктор Петрович понимал, что три службы БАО: аэродромная, горюче-смазочных материалов и спецавтотранспорта, от работы которых зависит регулярность и безопасность полётов, успешное выполнение плановых заданий, поэтому он уделял более пристальное внимание их работе, но инициативы руководителей служб не пресекал, всегда внимательно выслушает и одобрит, внесёт коррективы, поможет в исполнении. Много было сделано в плане улучшения служебно-бытовых, жилищных вопросов. Хорошо было развито строительство жилого фонда, служебных зданий хозяйственным способом…
Сегодня обыватель, проезжая по территории бывшего аэропорта, видит стену автобоксов, на территории спецавтобазы располагается автосервис. Исчезли здания штабов. Перестройка разрушила всё. Перефразируем строки народной песни "Хуторок": "И с тех пор в аэропорту, уж нет ничего, лишь одни воробьи громко "песни поют".
За В. П. Пановым сидит Борис Иванович Истомин, начальник штаба.
Пилота Б. Истомина врачебная ошибка лекаря с дипломом доктора медицинских наук лишила штурвала самолёта, но не отлучила от неба. Б. Истомин стал работать авиационным диспетчером, управлять воздушным движением. Работал старшим диспетчером в аэропортах Новосибирск, Колпашево.
В 1959 году возглавил штаб, а по сути дела, создал его, отладил штабную работу: определил объёмы и перечень документов, систему планирования, своевременно и чётко готовил разного рода приказы, директивные указания. Конечно, руководители служб помогали Борису Ивановичу, зачастую приносили ему готовые проекты приказов. Более 16 лет Б. И. Истомин руководил штабом, но годы, здоровье брали своё, и он перешёл на работу с меньшим объёмом, возглавив штаб гражданской обороны, весьма важной в те годы "холодной войны" работе.
Крайним в ряду запечатлён Евгений Викторович Деминенко, один из пионеров внедрения радиолокации в управлении воздушным движением.
Вместе с молодым специалистом Е. Деминенко получил в г. Томске радиолокатор, рекой (Обь, Васюган) доставил в с. Новый Васюган, выбрал позицию, развернул станцию. Евгений Викторович руководил подразделением радиолокации и радионавигации, играющим весьма и весьма важную роль в руководстве воздушным движением.
Руководство объектом Евгений Викторович совмещал с большой общественной работой. Ему в 1975 году доверили руководить партийной организацией предприятия. Работая на должностях руководящего состава, Е. В. Деминенко умело руководил подразделениями…
Февраль 2023 года. Ветераны отрасли отметят 100-летие Аэрофлота – гражданской авиации. Люди, о которых кратко рассказано в этой заметке, свою трудовую жизнь посвятили Аэрофлоту, Колпашевскому авиапредприятию, одному из рядовых предприятий отрасли, коллектив которого 16 августа 1966 года Указом Президиума Верховного Совета награждён орденом Трудового Красного Знамени. В этих наградах есть частичка их труда.
Читатель! Если вы заинтересовались историей Колпашевского авиапредприятия, в библиотеках города есть книги "Колпашевская авиация вчера, сегодня… и завтра" и С. Белява "Нарымское небо".
Г. САРАЕВ,
ветеран гражданской авиации.