Николай Зайков – сибиряк-алтаец, в Барнауле окончил школу, речное училище. Две навигации отходил на теплоходах Западно-Сибирского пароходства. Начав работать третью навигацию, понял – это не его стезя. Уволился, в 1959 г. был призван на срочную службу в ряды Советской армии.
В г. Кяхта, старинном купеческом городке на границе с Монголией, в школе младших авиационных специалистов (ШМАС) изучал вертолёт Ми-4, получил специальность авиамеханика. Окончив ШМАС, в течение двух лет служил в строевой авиационной части г. Каунас, в те годы Литовской ССР.
Август 1962 года. Н. Б. Зайков готовится к демобилизации, командование обратилось с предложением оказать помощь иностранному государству в освоении нашей авиационной техники, но куда ехать – не сказали. Чуть позже, после оформления документов, сообщили – поедете на Кубу.
Короткие сборы, различного рода наставления, пожелания, и 3 сентября 1962 года на теплоходе "Нахимов" из порта Балтийск авиамеханик Н. Зайков отправился на Кубу. Военную гимнастёрку заменили пиджак, рубашка.
Семнадцать суток по Балтийскому, Северному морям, Атлантике… 20 сентября теплоход отдаёт швартовые в порту Гавана.
Базировались советские авиационные специалисты на правительственном аэродроме в 30–35 км от столицы Гавана. Работа знакомая, техническое обслуживание, подготовка к полётам отечественного вертолёта Ми-4.
Тропический климат вносил коррективы в регламент обслуживания вертолётов, требовалось более внимательно и тщательно осматривать машину.
Работы техническому составу хватало, наряду с основными обязанностями, советские специалисты учили кубинцев, передавали опыт, личные секреты обслуживания вертолётов. Незнание испанского нашими специалистами, а кубинцами – русского затрудняло общение. Конечно, переводчики были, они хорошо знали испанский язык, но не знали авиационную терминологию. Со временем всё утряслось.
Как вспоминает Николай Борисович: "Незаметно освоил испанскую разговорную речь. Мог поддержать разговор кубинцев, давать пояснения. Кубинцы – хорошие, весёлые парни, настоящие друзья!"
Закончилась краткосрочная, но плодотворная командировка на острове Свободы-Кубы в конце февраля 1963 г.
Приехав с Кубы, после короткого отдыха пошёл работать на один из заводов г. Барнаула. Случайно узнал, что в аэропорт требуется авиаспециалисты по вертолётам. Обратился в "кадры", приняли на работу, быстро вошёл в коллектив авиационных специалистов.
В Барнаульском объединённом авиаотряде Н. Зайкова отправили на краткосрочные курсы в г. Кременчуг в училище гражданской авиации. Сдав экзамены, получил свидетельство специалиста гражданской авиации и приступил к самостоятельной работе.
Работа в авиации спецприменения, что пилотов, что техников, большей частью вне дома – командировках. Работали на Алтае, на севере Западной Сибири.
В одной из таких командировок в г. Колпашево встретил Николай "ту одну половинку свою" и перевёлся в Колпашевский ОАО.
И вновь командировки: Васюганье, Сургут, Мегион… работа в зной и стужу. Осадки, полчища гнуса, конечно, мешали работать.
В те годы, 60–70-е, вертолёты на ремонт направлялись в г. Ленинград. В одном из таких перегонов возникла аварийная ситуация, экипаж сумел посадить вертолёт на окраине деревушки вблизи г. Кимры Тверской области. "Месяц ждали запасную часть, за продуктами ходили за 6 км", – вспоминает Н. Зайков.
В 1969 году оформлены были документы для работы Н. Зайкова в Алжире, на Африканском континенте, но поездка не состоялась. Одним из первых он освоил и получил допуски к обслуживанию вертолёта Ми-8.
Осенью 1974 года Н. Б. Зайков и его коллега В. И. Колесников, авиатехник по спецоборудованию вертолётов, стали готовиться к работе в Йеменской Народно-Демократической Республике (Южный Йемен) – НДРЙ.
По тогдашним правилам, они увольнялись из гражданской авиации, переходили на работу в Министерство внешней торговли СССР, или Авиаэкспорт.
В декабре 1974 года Н. Зайков и В. Колесников с семьями приехали в столицу НДРЙ – г. Аден. Поселились в небольшом микрогородке, где жили советские специалисты-авиаторы.
Высокая температура, круглогодично около 22–25º, а летом – более 40º. пустыня на побережье Аденского залива, неспокойная, почти фронтовая обстановка – таковы были условия жизни и работы наших специалистов.
Н. Зайков: "Придёшь на берег моря, оно парит, как обская прорубь в 30-градусный мороз. Пески, камни".
На его долю выпало обслуживание: предполётная и послеполётная проверка, регламентные работы на двух вертолётах – вертолёте-салоне Президента НДРЙ и транспортном, на котором были установлены пилоны для оружия.
По воспоминаниям Николая Борисовича, часто вылетали в пустыню, горы на транспортном вертолёте с солдатами, прибыв на место, они покидали вертолёт, быстро исчезали и вскоре начинался бой, экипаж тщательно охраняли.
"Йеменцы-арабы, сильно развиты племенные отношения. Чуть что не так, хватаются за кинжалы, ножи", – говорит Н. Зайков. Как-то по служебным делам перелетая на самолёте местных йеменских авиалиний, услышал Николай Борисович испанскую речь, обернулся, узнал – кубинцы, и обратился к ним с приветствием по-испански, те с радостью ответили, а узнав, что он ранее был и работал на Кубе, были бесконечно рады встрече с "земляком" вдали от Родины.
Неоднократно Н. Б. Зайков выполнял полёты на президентском вертолёте, был приглашён в один из дворцов, удостоен благодарности за работу.
В феврале 1977 года вернулись на родную Колпашевскую землю.
…Отдых, хлопоты бытовой жизни и вновь работа, вновь командировка, наставничество молодёжи – авиационных техников.
Ветераны труда Николай Борисович и Любовь Георгиевна воспитали добрых детей: сын Сергей – авиатехник, работает в Томском филиале "Газпромавиа", дочь Наталья – офицер правоохранительных органов. Выросли внуки, один из которых, Сергей Зайков, работает в г. Ухта Республика Коми, и заочно получает высшее авиационное образование в Академии гражданской авиации. Подрастают правнуки.
Закончена трудовая, плодотворная работа авиатехника Николая Борисовича Зайкова, который с честью и достоинством выполнил свой профессиональный и интернациональный долг на Кубе, Южном Йемене, внёс свою лепту в разведку нефтегазовых кладовых Западной Сибири, освоение новых винтокрылых машин.
Г. САРАЕВ,
ветеран гражданской авиации.