И это не преувеличение. В программе Дня было посещение большого перечня учреждений образования: детский сад общеразвивающего вида №9, детский эколого-биологический центр, школа №7 имени Героя Советского Союза Николая Герасимовича Барышева, Колпашевский кадетский корпус, Колпашевский социально-промышленный колледж, Колпашевский филиал Томского базового медицинского колледжа и др.
В рамках Дня департамента образования Колпашевский район посетили заместитель губернатора Томской области по образованию, молодёжной политике и цифровому развитию Н. А. Киселёва, начальник Департамента образования Ю. В. Калинюк, руководитель регионального отделения "Движение Первых" Д. Б. Насонов. В проведении Дня департамента образования приняли участие первый заместитель главы района Ю. А. Некрасов, заместитель главы района по социальной политике Л. В. Шапилова и другие официальные лица.
Знакомство с системой общего образования Колпашева началось с посещения СОШ №7 имени Героя Советского Союза Николая Герасимовича Барышева.
Заместитель губернатора пообщалась с учащимися начальных классов. Посетила уроки робототехники, домоводства. В Центре образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка Роста" проводилось практическое занятие по образовательной программе "Основы безопасности и жизнедеятельности" с применением тренажёра-манекена, шины, воротника шейного и др. В IT-классе школьники продемонстрировали возможности робота-спортсмена, собранного и программированного собственными силами.
Можно сказать, что в СОШ №7 направление робототехники развивается весьма успешно. Последний пример – январская победа школьной команды во Всероссийском творческом конкурсе по информатике и образовательной робототехнике "Путешествие к центру горы" в рамках Всероссийского проекта "Многогранник".
Во время рабочей поездки Н. А. Киселёва посетила также СОШ №2 имени Героя Советского Союза Ф. А. Трифонова, СОШ №4 имени Героя Советского Союза Е. А. Жданова, СОШ №5.
– Я посмотрела, сколько интересного есть во "второй" школе, – отметила заместитель губернатора. – Удачно получилось: мы были вдвоём с директором школы. Посмотрели, у кого есть интересные мысли и что ещё можно сделать дополнительно.
В Колпашевском кадетском корпусе – интернате Наталью Александровну Киселёву интересовало буквально всё. В каких условиях проживают воспитанники, как учатся, чем занимаются в свободное время, где питаются.
После общения с кадетами, учителями, воспитателями заместитель губернатора отметила:
– Готовим учреждение к капитальному ремонту. В первую очередь жилой корпус. Хотя в комнатах не холодно, но старые деревянные окна нужно уже заменить. В двух комнатах обратили внимание на необходимость дополнительной оклейки; от нескольких окон поддувает. Решаем вопрос о размещении кадетов на время ремонта. Планируем, что это будет общежитие социально-промышленного колледжа.
Во время посещения Колпашевского филиала Томского базового медицинского колледжа представители областной администрации, прежде всего, пообщались со студентами-медиками, посмотрели на условия их проживания в общежитии.
– Практически все ребята понимают перспективы своего трудоустройства, Часть планирует продолжить образование и совмещать с работой, – отметила в своём телеграм-канале Н. А. Киселёва. – Всё чаще такая траектория развития становится наиболее предпочитаемой для молодёжи: колледж после 9-го класса – работа с параллельным получением высшего образования.
Завершилась программа Дня департамента образования совещанием в администрации района, в котором приняли участие первый заместитель главы района Ю. А. Некрасов, руководители и сотрудники образовательных организаций, представители Центра занятости населения и др.
В своём приветственном слове заместитель губернатора Томской области по образованию, молодёжной политике и цифровому развитию Н. А. Киселева сказала следующее:
– Нам интересно было посмотреть, как организован образовательный процесс. Общаясь с директорами и их заместителями, отмечаем, что большие сложности сейчас возникают у школ, связанные со стремительными изменениями, происходящими на федеральном уровне. И я вижу, что это проблема не только Колпашева, но и всего региона, когда идёт наслоение традиций и быстрое развитие инноваций. Здесь добавляются ограничительные меры со стороны Роспотребнадзора, МЧС.
– Мы начали с того, что объединили два департамента, – продолжила Наталья Александровна. – Идёт процесс реорганизации. Меняется команда. Изменяется функционал заместителей начальника Департамента образования. Постепенно идут изменения и в городах. Естественно, в первую очередь, это касается города Томска. Далее изменения будут происходить по цепочке в других муниципальных образованиях. И с точки зрения функционала, и с точки зрения задач. Конечно, это не может не коснуться школ. Принято решение о централизованном обучении управленческих кадров образовательных учреждений Томской области. Мир меняется. Дети приходят в школу с совершенно иным запросом. Дети другие. Соответственно и проведение урока должно быть иным.
– И ещё было бы здорово, если бы школы общались с училищами, – пожелала руководителям общеобразовательных организаций заместитель губернатора. – Это не моё наблюдение и не начальника Департамента образования. Это отметил представитель руководства администрации района. И ещё я бы посоветовала сходить в кадетский корпус. Там тоже есть интересные решения.
– Мы про развитие, – завершая вступительное слово, сказала Н. А. Киселёва. – Мы формируем команду, которая будет заниматься развитием образования в Томской области. Готовы вкладывать свои ресурсы, чтобы обучать. Со следующей недели для всех директоров начнется видео-конференц-связь "Час директора", которую мы вводим со стороны администрации региона. На ВКС директора школ муниципалитетов области будут представлять свой интересный опыт. Причём, какой захотят представить. На ВКС и мы будем говорить, какие изменения происходят. В целом, намечен нормативный всеобуч для директоров по всем направлениям. Я думаю, что это будет полезно.
– Сейчас не время одиночек, – подчеркнула заместитель губернатора.
Начальник вновь созданного Департамента образования Томской области Ю. В. Калинюк подвёл итоги реализации национального проекта "Образование" за прошедший год в Томской области и, в частности, в Колпашевском районе. Во время выступления он сделал акцент на обеспечении доступности, качества и комфорта во всех образовательных организациях региона.
О состоянии и развитии образования в Колпашевском районе рассказала начальник Управления образования администрации района С. В. Браун.
Всего в Колпашевском районе действуют 15 школ, 6 детских садов, 4 организации дополнительного образования. Обучаются 5 285 школьников, 1 632 дошкольника. Дополнительным образованием охвачено 85,2% от общей численности ребят возраста 5–18 лет. В отрасли работают 1 232 человека.
Отмечу, что, по данным независимой оценки качества образования, приведённым в докладе начальника Департамента образования Томской области Ю. В. Калинюка, Колпашевский район имеет следующие результаты ЕГЭ (средние тестовые баллы за период 2018–2022 годов и за 2023 год): математика – 53,82 (2023 год – 51,16); русский язык – 65,78 (60,38); литература – 55,07 (43,67); химия – 49,84 (57,27); история – 58,48 (50,53); география – 63,24 (50,16); английский язык – 66,23 (61,6).
Собрание завершилось торжественной процедурой.
За достижение лучших показателей в 2023 году председатель Совета регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение Первых" Д. Б. Насонов вручил Благодарственные письма директору СОШ №2 имени Героя Советского Союза Ф. А. Трифонова О. А. Сорокиной, директору СОШ №7 имени Героя Советского Союза Н. Г. Барышева Н. В. Жуковой, директору Тогурской школы имени Героя России С. В. Маслова О. А. Пшеничниковой.
Официальную программу своего визита в Колпашево заместитель губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Н. А. Киселева завершила общением со СМИ. Разговор получился откровенным и содержательным.
– Я всего сто дней в должности заместителя губернатора, – отметила в начале беседы Наталья Александровна. – Всё идёт от души. От желания что-то качественно изменить, докопаться до истинных проблем и сложностей. Поэтому был такой необычный формат проведения Дня департамента в Колпашевском районе.
"Очень хотелось бы, чтобы в образовании становилось меньше формализма"
– Прекрасно понимаю, что со временем от той нагрузки, которая "сваливается" на директора школы, административную команду и учителей, взгляд на многие вопросы "замыливается", – продолжила Н. А. Киселёва. – Бывает очень сложно под валом большого напряжения докопаться до истинной причины. А истинная причина скрывается в том, что говорят ребятишки. Потому что школа существует, благодаря тому, что в ней есть дети. Истинная причина в том, что нарисовано, находится на стенах. Стены рассказывают больше, чем говорят взрослые, которые ходят по школьным коридорам. Это то, с чем наши дети, родители, учителя соприкасаются каждый день. Кто-то старается это использовать с умом и грамотно. Кстати, в Колпашеве есть прекрасные примеры использования образовательного пространства. А кто-то не придаёт этому значения и делает формально. Очень хотелось бы, чтобы в образовании становилось меньше формализма. Потому что образование – это имитационная отрасль. Здесь очень быстро и очень много все учатся писать отчёты, создавая видимость деятельности.
"Департамент образования выбирает парадигму искренности, открытости и готовности помогать"
– Наша задача сейчас – если делать изменения, то делать изменения качественные, – подчеркнула заместитель губернатора. – Из расчёта на то, что мы увидим и поможем выстроить весь образовательный маршрут каждому ребёнку. Да, это не просто. Да, у нас действительно дефицит педагогических кадров. И мы видим, какая нагрузка у учителей. Что хотелось бы ещё отметить – это разницу между образовательными организациями Колпашева. Разницу в мышлениях, разницу в подходах. Не разницу в ремонте, оснащении. А разницу в том, как люди относятся к своей работе. Достаточно сложно выходить из зоны комфорта. При этом Департамент образования сейчас выбирает парадигму искренности, открытости и готовности помогать. Мы надеемся, что за счёт таких визитов, встреч получится выстроить за какой-то период времени такую же работу в образовательных организациях муниципальных районов. Мы готовы менять, готовы работать над системой отчётности, готовы менять структуру образовательной организации. Но для этого нам нужны сигналы от школ. Такие встречи и "Час директора" позволяют организовывать такой диалог.
"В целом, система образования города интересная, достойная"
– Да, мы видим разницу между образовательными организациями в городе, – поделилась своими впечатлениями Н. А. Киселёва. – Мы были в "пятой" школе, которая требует серьёзного отношения и пересмотра реконструкции и ремонта. Мы были во "второй" школе, которая прекрасно выглядит после капитального ремонта. Сложно сравнивать эти образовательные организации. Понимаем, что нужно учитывать эти факторы. Но, в целом, система образования города интересная, достойная. Очень хочется, чтобы Колпашево становился центром развития образования. Потому что к этому есть все предпосылки. Не только для района, но и для близлежащих муниципалитетов.
С. БАРАНОВ.
Фото автора.
* * *
Заместитель губернатора Томской области по образованию, молодёжной политике и цифровому развитию Н. А. Киселёва:
– В Колпашеве очень хорошая система образования и в ней работают неравнодушные люди. Виден прогресс в колледжах: в оснащении, оборудовании, подходах и мышлении руководителей. И туда стремятся ребята. Не удивительно, что растёт процент ребят, которые после 9-го класса уходят в колледжи.