Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Колпашевского муниципального района

636460, Томская область, г. Колпашево, ул. Победы, 5
телефон: +7 (38254) 5-22-66, 5-32-63, 5-36-31
e-mail: sovsev@kolpashevo.tomsknet.ru

Памятная дата

С 1980 года в третье воскресенье сентября ежегодно отмечается День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности.

Тогур имеет непосредственное отношение к лесной промышленности, так как именно здесь 90 лет назад было открыто лесоперерабатывающее производство – Кетский лесозавод, который был градообразующим предприятием для Тогура и самым крупным в Колпашевском район, начиная с 30-х годов прошлого века.

Тридцатые годы – время первых пятилеток. Страна строит. Уверенно! Быстро! Пиломатериалы нужны стране. Их может дать богатый лесами сибирский край. В это же самое время в стране растет армия спецпереселенцев, основная масса которых была брошена на лесоповалы. Образовывались новые леспромхозы. Огромное количество переработанного леса нужно было для сельского хозяйства, вагоностроения, судостроения и на экспорт в обмен на необходимые для индустриализации страны механизмы и валюту. Все это было озвучено в принятом в августе 1929 г. Постановлении Совета труда и обороны "О плане развития лесного хозяйства и лесной промышленности на первую пятилетку 1928–1933 гг.".

Создается Запсибдревтрест. Он объединил 8 лесозаводов на территории всей Западной Сибири. Новое, девятое предприятие решено было строить близ Колпашева. В 1931 году в Тогур приехали изыскатели. Обследовали грунт, подходящим оказалось удобное и выгодное топографическое место, где Обь и Кеть, идя рядом, соединяются протокой. Заключение о строительстве вынесли положительное, определили площадку.

Сначала заложили жилой дом барачного типа для приезжих, основной контингент которых – спецпереселенцы. Для стимулирования их переезда в Тогур были установлены налоговые льготы. Налоги были тогда за гранью здравого рассудка. Старожилы вспоминают их с горькой шуткой: "С одного барана требовали полторы овчины". Недоимки приравнивались к уголовным преступлениям. Поэтому выбор между лагерем и лесозаводом решался в пользу последнего.

Для завода нужно было, прежде всего, спланировать площадку. Для этого сняли около 1,5 м грунта около реки и столько же отсыпали со стороны болота. Строительство велось ручным трудом. В распоряжении рабочих были только лопаты, кирки, ломы, и арендованные на Колпашевском кирпичном заводе тачки. Такая изнурительная ручная работа велась круглосуточно.

К началу 1934 года было уже построено: 2-рамный лесопильный цех, цех для изготовления ящичной тары, ремонтно-механическая мастерская, биржа сырья, склад пиломатериалов, склад смазочных материалов, машинное отделение.

23 февраля 1934 года на территории завода собралось почти все население Тогура. Митинг открыл директор Михаил Фёдорович Ламзин. Он поздравил собравшихся с победой на трудовом фронте и с 16-й годовщиной Рабоче-Крестьянской Красной армии, была перерезана красная ленточка, и заводской гудок басовито, по-хозяйски известил о начале новой жизни в этих краях.

Однако официальный ввод предприятия в строй действующих произошёл почти через месяц. Только 20 марта 1934 г. был подписан акт, где говорилось: "На основании приказа по Запсибдревтресту произведен осмотр Кетского лесозавода на предмет сдачи-приёмки его в эксплуатацию. Комиссия вынесла заключение, что первую очередь Кетского лесозавода, возможно, принять в эксплуатацию". Официально завод получил наименование Кетского лесоэкспортного им. Я. М. Свердлова (так как до 1937 г. до 50% его продукции шло на экспорт – в Данию, Англию и т. д.).

Что представлял собой Тогур в далеком 1931 году, когда лесозавод только планировался? Небольшое село в несколько улочек. В то время школа была только начальная, больница имела 5 коек. Застройка Тогура началась вместе со строительством лесозавода. Появились улицы Заводская, Первая и Вторая Трудовая, детский сад на 50 мест, магазины, клуб барачного типа. В дома проводят радио и электричество.

Вначале на заводе преобладал ручной труд. Не было механизации на транспортировке пиломатериалов и отходов лесопиления – пиломатериал отправляли из цеха по роликовым транспортёрам вручную, от цеха отвозили на лошадях на склад пиломатериалов, вручную складывали в штабеля для воздушной сушки. С открытием навигации к причалу завода подходили баржи, на которые пиломатериалы рабочие доставляли на своих плечах. Из воды лес выгружали бревнотасками и в запас на зимний период таборили с помощью лошадей.

В 1935 г. завод был уже солидным предприятием с шестнадцатью производственными объектами. Строительство сортировочного стола позволило резко увеличить производительность труда. Трудоемкие операции выполнялись лошадьми, которых было занято до 100 голов в смену. Поэтому завод вынужден был содержать большую конюшню. Однако и ее не хватало, поэтому в экстренных случаях привлекалось колхозное поголовье. Тяжелую работу не выдерживала даже тягловая скотина. Сохранился приказ директора от 22 сентября 1937 г. о выдаче работающим по 12 часов лошадям 8 кг фуражного овса вместо 6 кг. Каково же было людям? При "карточном" хлебе в 700 г на рабочего и 200 г на иждивенца в сутки им с утра до вечера приходилось заниматься тяжелой физической работой.

1935 год стал примечательным в истории страны: зародилось стахановское движение. "Ни минуты простоя, каждой минуте работы – полную отдачу", – таков был стахановский девиз.

Появились стахановцы и на Кетском лесозаводе. Первым был Николай Иванович Труш – рамщик. Он был сослан в Нарымский край еще в 1915 году за распространение большевистских листовок. Число стахановцев на заводе быстро росло, в основном это была молодежь. Если в 1935 г. был один официальный стахановец – Н. И. Труш, то в 1936 г. – 65, в 1939 г. – уже 480.

Хозяйствовали в ту пору экономно, берегли народное добро. Высок был дух ответственности, а гласности социалистического соревнования уделялось пристальное внимание. Так, в цехах располагались доски – "красная" и "рогожная". Всем было понятно, по какому отбору заносились имена на ту или другую. Выпускались "Молнии", "Боевые листки", различные стенды и стенгазеты – такова была наглядная агитация в те далекие годы.

Кроме этого, лесозавод совместно со школой активно борется с малограмотностью рабочих.

Завод набирал темпы, рос Тогур – в 1939 году ему был присвоен статус рабочего поселка.

Процесс становления молодого и еще не окрепшего предприятия был резко нарушен начавшейся войной. С началом Великой Отечественной войны завод перестроился на военный лад. В Тогуре, как и во всем Нарымском крае, прошла массовая демобилизация. Тогурчане воевали на многих фронтах Великой Отечественной, сполна хлебнули горя и лишений. Многие так и не вернулись в родной поселок. Очень тяжело было и тем, кого не призывали на фронт – в основном, женщинам, старикам, детям и подросткам. Не слишком сытая жизнь в условиях военного времени стала просто сверхтяжелой. Кетский лесозавод в это нелегкое время перешёл на режим двухсменной работы по 12 часов. После смены рабочие оставались трудиться еще на 3 часа на других участках: в пожарной части на погрузке и разгрузке леса и пиломатериала. Женщинам приходилось брать с собой в смену детей, порой, в ночную, и укладывать их спать в Красном уголке на полу. Отпуска, согласно Постановлению Президиума Верховного Совета, на все годы войны были отменены. Опоздание на 20 минут считалось уголовным преступлением. Подсудным было и невыполнение нормы. Наказывали, урезая хлебный паек. Норма хлебного пайка рабочего в то время составляла 600 г. Ребенок получал в два раза меньше, иждивенцу полагалось всего 200 г. Жиров не давали вовсе. В столовой в годы войны кормили похлебкой, в которой плавали 2–3 картошки и ложка гороха, такой суп был заправлен несколькими каплями растительного масла, хлеб каждый рабочий приносил свой.

Работать становилось все труднее, поскольку лошади – основная тягловая сила – тоже были мобилизованы на фронт.

Коллектив завода работает под лозунгом "Всё для фронта, всё для Победы!". Все военные годы плановые задания заводом перевыполнялись, а в 1945 г. он занял второе место среди всех деревообрабатывающих предприятий Западной Сибири. Так работал коллектив Кетского лесозавода в годы войны, который был женским, детским и ручным.

Закончилась война. Вернулись к своим рабочим местам фронтовики-заводчане. Но трудные годы предприятия продолжались. Послевоенная разруха в стране, изношенность заводских механизмов, голод, в который уж раз заставили тогурчан напрячь все силы, вновь жить надеждой на лучшее завтра. Народному хозяйству требовался пиломатериал для восстановления железных дорог, ремонта и обустройства шахт и рудников. Несмотря на выросшую до 350 чел. численность работающих, завод, особенно в летнее время, по-прежнему испытывал дефицит кадров, в первую очередь – квалифицированных. Несмотря на трудности, в конце 1940-х – начале 1950-х гг. завод выполнял и даже перевыполнял свои ежегодные и пятилетние плановые задания. Росла производительность труда.

В эти же годы началась механизация транспортных работ. В 1949 г. появились первые автомобили – две трехтонки ЗИС-5, в следующем – еще 4 автомашины, 2 финских лесовоза и первый погрузочный кран на 5 тонн. Бывало, всю смену возили на лошадях пиломатериалы на причал. А крановщик за один раз прикладывал весь этот воз на баржу и опять ждал, когда лошади навозят следующую охапку. К концу 1950-х гг. в гараже предприятия уже стояли новые МАЗы, бульдозерные тракторы, автопогрузчики. Одновременно происходило наращивание производственных мощностей – лесозавод стал четырехрамным.

В 1958 году на лесозаводе работает уже более тысячи человек. Но вслед за подъёмом производства наступил спад. Недопоставка хвойных пород в навигацию 1962 г., крупный пожар 1964 г., ежегодное увеличение министерских планов без проведения необходимой реконструкции цехов привели к срыву 7-летнего плана по производству пиломатериалов – основной продукции завода. Так, в 1962 г. было напилено лишь 93% от плана. Но завод не сдавался. В 70-х годах был построен второй лесоцех, и общее количество лесопильных рам доведено до семи, механизированы многие производственные процессы. На складе сырья установили лебёдки, построили бревнотаски, соорудили сортировочный бассейн. На складе пиломатериалов, где вместо многолюдных бригад грузчиков и 100–150 лошадей при загрузке барж стали использоваться авто-лесовозы и плавкраны, которые обслуживали всего 10 человек в смену. Все это позволило увеличить производительность труда почти в 10 раз по сравнению с 1934 г.

Завод в годы становления решал и социально-культурные задачи. Были построены пионерский лагерь, детсад, столовая, которая обслуживала рабочих, активно строилось жилье. Работал Дом культуры "Лесопильщик", на сцене которого давались различные концерты, работали кружки, проводились вечера отдыха.

В 80-х годах увеличился ассортимент продукции. Основную её массу, как и прежде, составлял пиломатериал для сельскохозяйственного машиностроения, вагоностроения, палубник для судостроения, мостовой, вышечный, переводный брус, заготовки карандашного лафета. Известно, что продукция лесозавода была в списке строившихся спортивных объектов Олимпийских игр 1980 года.

Большое внимание было обращено на новую продукцию. Настоящая революция произошла в технологии лыжного производства на заводе: вместо однослойных лыж стали выпускаться многослойные, клееные, а позже и дерево-пластиковые. В 1984 г. в торговлю поступило 97 тыс. пар современных лыж с многокрасочной надписью "Тогур". В это же время было освоено производство паркета, который пользовался особой популярностью. Потребителями продукции лесозавода были предприятия Западной Сибири, Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Украины. А также фирмы в Англии, Дании, Швеции, Германии, Венгрии и других стран. Карандашный лафет поставлялся знаменитой фабрике в Чехословакии.

В 1978–1983 гг. был задуман организационный эксперимент по объединению леспромхозов, сплавной конторы и лесозавода в Тогурский лесопромышленный комбинат, который оказался недолговечным и неудачным.

Тяжелые годы для лесозавода наступили к середине 90-х годов прошлого века. В это время начался сильный спад производства. На предприятии часто стала происходить реорганизация, менялись названия комбината. В непростых условиях нужно было ещё и научиться решать вопросы реализации готовой продукции самостоятельно. Начались задержки с выплатой зарплаты.

Следующие годы предприятие продолжало бороться за своё существование. Несмотря на все трудности, рабочие надеялись, что лесозавод в ближайшее время выйдет из кризиса.

Но надежды не оправдались. Постепенно начался разбор и вывоз оборудования. Последний цех был остановлен 15 июня 2005 года в 15:00, совсем недолго после закрытия цеха проработала пожарная часть, а 11 сентября этого же года она перестала существовать.

Вспоминая историю лесозавода, нельзя не вспомнить о людях – тружениках этого предприятия. Не одно поколение сменилось за время существования завода. Здесь трудились целые династии. И каждый человек вписал свою страницу в биографию предприятия. Коллектив завода был дружный, слаженный, с определенными традициями. Называть всех поименно потребуется не один час. Многие награждены правительственными грамотами, орденами и медалями.

Большой вклад внес Кетский лесозавод в экономику нашей страны.

На протяжении многих лет по своим масштабам ЛПК лидировал среди всех предприятий Колпашевского района – почти треть годового объема производства и реализации продукции принадлежала Тогурскому лесозаводу. Он был яркой страницей в истории Тогура и навсегда останется в сердцах тогурчан.

О. РУБЦОВА,

библиотекарь ОБО №4 (с. Тогур).

Автор: Марина Николенко

По этой теме: ТогурКолпашевский районлесоперерабатывающее производствоКетский лесозаводгазета Советский северколпашевский районисториялесозавод

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 146

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика