Конкурс исследовательских работ всегда вызывает живой неподдельный интерес: над какой темой работали ученики, какие цели и задачи ставили, какие результаты получили.
В минувшую субботу такой конкурс проходил на базе Большесосновской средней школы (начальные и средние классы) и в управлении образования (старшие классы). Мне посчастливилось быть у старших ребят. С удовольствием отметила – многие из них занимаются исследованиями не один год. Значит, почувствовали вкус познания нового порой в обыденных вещах и предметах.
Что необычного в крымском ракушечнике? Обыкновенный строительный материал. А вот отличная работа получилась у большесосновской семиклассницы Дарьи Дегтеревой (кстати, недавно вернувшейся из "Артека"), докопавшейся до истины, где есть его залежи, какая структура и как используется. Такой же любопытной оказалась работа Юлии Менькиной (она вечером улетала в "Артек"), посвященная лишайникам. Как утверждает нынешняя выпускница Большесосновской школы, лишайники отлично реагируют на загрязнение воздуха, и определила, что таковое имеется на участке от Большесосновской школы до стадиона. Вызвано это большим скоплением транспорта на этом участке. К сожалению, в естественно-научной номинации были представлены только эти две работы. А в гуманитарной остальные 11. Отмечу очень живую эмоциональную защиту Айнат Муртазовой (тоже сейчас в "Артеке") по теме "Способы передачи имен героев при переводе русско-язычного мультипликационного фильма". За основу она взяла "Смешарики". И стало понятно, почему мультик популярен в других странах. Замечательная работа у Валентины Блиновой из Нижнего Лыпа "Топомическое пространство села Нижний Лып и его окрестностей" –
она исследовала названия улиц, окрестностей народные и официальные. Серьезные темы затронули большесосновские девятиклассницы Алина Яковлева, Карина Куштанова, Мария Старцева – о труде подростков летом, роли филиала Строгановского колледжа и молодежной безработице. Философское настроение создала Полина Перевозчикова (11 класс, Большесосновская школа), заставив углубиться в размышления о "маленьком человеке" на примере произведений русских писателей. И очень неожиданным было лирическое исследование единственного молодого человека в этой компании Алексея Нестерова "О тайнах образа сирени в художественной литературе, искусстве и кинематографии". У него целая книга об этом романтическом кустарнике.
Очень интересные наблюдения провели черновские школьницы: "Плетение из газет" (Софья Ложкина), роль дидактических материалов "В помощь учителю" (Ирина Зарубина), "Гармония цвета делового костюма" (Татьяна Зотова). Есть такая идея – предложить в конкурс "Мастер – золотые руки" ввести номинацию исследовательских проектов, направленных на создание определенного объекта.
Провели большую работу и сами школьники, и педагоги, которые во внеурочное время готовили своих подопечных к конкурсу это: А.Г. Дегтерева, И.П. Бахарева, Е.Г. Сальникова, О.Л. Голубева, Н.А. Силукова, М.Б. Кочнева, И.И. Бочкарева, Т.Г. Складнева, О.Г. Волкова, В.П. Куштанова.
Районный конкурс учебно-исследовательских работ и проектов "Юный исследователь" 1-2 классы: 1 место - Виктория Чернышова (БСШ, Елесина Н. Ф.), 2 - Алиса Дементьева (Черновская СОШ, Шлыкова Е. В.), 3 – Полина Бушуева (БСШ, Бушуева Т. В., Бахарева И.П.) 3-4 классы: 1 место - Олеся Пустосмехова (Красноярская начальная школа, Пустосмехова О.В., Небогатикова Т.А.), 2 - Дарья Протопопова ( БСШ, Манина Л.Т., Бахарева И.П.), Александра Давыдова (БСШ, Баранова Л. Ю., Бахарева И.П.).
5-6 классы: 1 место – Владимир Гаврусь ( ЦТЮ "Полет", Бахарева И. П.), 2 - Алина Березина (Черновская СОШ, Куцин А. Н., Зуева Т. М.), 3 - Татьяна Кошкарова (Тойкинская СОШ, Васева О. Ю.).