Ежегодно в последнее воскресенье октября в стране отмечается День автомобилиста.
Каждый год на дорогах становится все больше транспорта, соответственно, и водителей. Водитель всегда была и есть востребованная профессия. В канун праздника я побеседовала с мастером производственного обучения и вождения, автоинструктором Алексеем Черемных.
Его жизнь тесно связана с транспортом и автомобилистами – будущими автомобилистами. Алексей родился и вырос в Верх-Потке. Там же окончил девятилетку , а 10-11 классы учился в Тойкинской школе. В автошколе ДОСААФ города Верещагино начался его водительский стаж, на сегодняшний день – 22 года официального водительского стажа.
– Мне было лет семь, когда я первый раз сел за "баранку" автомобиля, – вспоминает Алексей. – У моего отца был "ГАЗ-52", он работал механиком. Поедем за дровами или по каким-то делам – всегда давал "порулить".
С 2007 года Алексей Владимирович работает в ПУ-74, сейчас это Большесосновский филиал Строгановского колледжа. За 13 лет работы здесь выпустил уже более 700 водителей, в том числе водителей тракторов и мотоциклов. Рабочий день начинается с 9 утра – медицинский осмотр, а после проверка-подготовка автомобиля к урокам вождения.
Алексей признается, за время работы он каждый день учится вместе со студентами. Ученики учатся водить и знакомятся с машиной, а он – психологии общения.
– Студент должен чувствовать себя спокойно, – для этого я здесь и нахожусь, – говорит Алексей. – Он должен получать удовольствие от вождения, а не сидеть в напряжении.
Преподавать вождение нелегко, нужно запастись терпением и уметь быстро выходить из любых непредвиденных ситуаций.
Я тоже обучалась в группе Алексея Владимировича.
– Алексей Владимирович, Вам не страшно доверять так легко свою жизнь ученику? Ведь одно неправильное движение со стороны ученика может повлечь за собой кучу неприятностей.
– Не страшно! Я допускаю до вождения по трассе учеников только тогда, когда уверен в них.
– К Вам приходят учиться люди разных возрастов, расскажите, пожалуйста, есть ли разница в обучении молодежи и людей уже более взрослого возраста?
– Разница есть. С молодежью работать проще, они быстрее усваивают информацию. У более взрослой категории учеников высокое чувство ответственности, их отвлекают мысли о повседневной жизни: семья, работа.
– Скажите, правда, что мужчины управляют автомобилем лучше, чем девушки?
– Это скорей всего устоявшийся стереотип. И те и другие усваивают правила одинаково. Девушки более дисциплинированны за рулём. За годы работы здесь я выявил отличия поведения за рулём. Мужчины лучше выполняют команды, которые связанные с ногами (выжать сцепление, во время затормозить), но руки у них постоянно забывают про поворотники, аварийную кнопку. Девушки же наоборот – сделают все руками, и даже посмотрят во все зеркала, но забудут выжать сцепление.
– Как Вы считаете, в какое время года лучше пойти учиться в автошколу?
– Лучшее время для обучения осенне- зимний период (сентябрь – декабрь). В это время года ученики сталкиваются со всеми погодными условиями, значит, учатся ездить при любых условиях. Погода – важный фактор для автомобилиста, важно уверенно себя чувствовать и в снег, и в дождь, и при хорошей погоде.
– Меняется ли методика сдачи экзаменов? К примеру, сравнить 2007-й и 2020-й годы?
– Меняется с каждым разом, впрочем, как и методика обучения. Почти каждый год изменяются правила ПДД. Появляются новые изменения маневрирования. Помню, раньше практических часов было всего 10, а сейчас уже 50. Билеты ПДД сдавали 10, сейчас уже 20. В скором времени ожидаются ещё два изменения: объединение практических заданий на экзамене "площадка" и "город", а так же увеличится количество вопросов в теоретической части.
– Алексей Владимирович, почему ученики не могут сдать на права с первого раза?
– В первую очередь, на экзамене ученик начинает волноваться, из-за этого делает очень глупые ошибки, например, забывает пристегнуть ремень безопасности. Я всегда говорю, там, где присутствует человеческий фактор, сдать сложнее. Практическое задание "город" сложнее всего сдать, потому что есть другие вводные. К примеру, ученик ехал по правилам, но его подставил водитель другого автомобиля, выехавший на проезжую часть, не посмотрев в зеркало заднего вида, тем самым создал ученику помеху. А бывает, и пешеходы на светофорах на красный свет бегут.
Знаете, бывает много различных моментов в обучении. Но мне нравится моя работа и высшая награда – счастливые студенты с водительским удостоверением в руках.
– Алексей Владимирович, в преддверии профессионального праздника мы поздравляем Вас и желаем Вам внимательных и благодарных учеников и крепкого здоровья!