Его работа велика и ответственна
Нынче у Большесосновской школы юбилей – 125 лет. В преддверии таких событий принято возвращаться к страницам истории и вновь описывать почти забытое и малоизвестное из длинной истории нашей школы. Я хочу рассказать не о ней, а о человеке, чьё имя прочно со школой связано - об Иване Александровиче Смородине, основоположнике народного просвещения в Большой Соснове.
Родился И.А. Смородин в 1872 году в Верхне-Чусовских Городках в семье бывших крепостных. В возрасте семи лет пошёл в школу, увлекался литературой – даже пробовал сочинять. В будущем он передаст свою любовь к чтению многим большесосновцам, а пока, только закончивший двухклассное училище, он отправился работать, потому что иначе – никак: "Два года служил на побегушках и переписке в волостном правлении. Объезжал с сельскими старостами деревни по сбору податей, насмотрелся тяжёлых сцен порки крестьян-бедняков за неуплату в подать даже одного рубля. Ненависть к существовавшему политическому строю закипала в моём сердце. И под влиянием отцовской мечты о людском счастье и личных переживаниях у меня зреет мысль отдать свою жизнь служению народа, но как – учителем, врачом или писателем? Окончательный выбор остановился на учительстве. В августе 1889 года пешком, с котомкой сухарей, я ушёл в далёкую в то время Уфимскую губернию и поступил в Благовещенскую учительскую семинарию" (из автобиографических записей).
По окончании её И.А. Смородин работал в трёх училищах Пермской губернии, а в 1897 году, в 25 лет, получил назначение в Большую Соснову, заведующим открывающегося двухклассного училища. Мог ли он тогда подумать, что посвятит этому селу всю свою жизнь?
Открытие нового учебного заведения вызвало у большесосновцев неоднозначную реакцию: молодёжь ликовала, а старики и духовенство смотрели на училище и молодого заведующего с подозрением.
"Образование разлагает крестьянский быт, – говорил Ивану Александровичу священник Пётр Словнин, в то время очень уважаемый в Соснове старец и законоучитель вверенной Смородину школы, – Молодёжь побросает хозяйство и уйдёт на сторону, забродят умы, возгордятся учёностью и что, боже избави, ударятся в политику. <…> А теперь тебе скажу, молодой человек. Твоя работа велика и ответственна – ты открываешь молодёжи две дороги: или в царствие божие, или в ад, к сатане".
Несмотря на настороженность старшего поколения, училище начало набирать популярность. Смородин прививал ученикам любовь к чтению и наукам, организовывал кружки, ходил по домам и выступал на сходах, убеждая жителей села в пользе учёбы. За два-три года количество учащихся выросло со 100-110 до 150-160 человек, мало-помалу начали подвозить учеников из соседних волостей: Кленовской, Черновской и Чистопереволочной.
В 1898 году усилиями Смородина и волостного писаря А. Дерюшева в Большой Соснове была открыта общественная библиотека, в которой Иван Александрович семь лет бесплатно проработал библиотекарем, устраивая читки книг и проводя лекции. Вскоре библиотека стала излюбленным местом большесосновцев, а через три-четыре года количество книг увеличилось с 350 до 1000.
Также при участии Смородина были построены два школьных здания: в одном из них сейчас располагается районная библиотека, а второе – около церкви, с пристроем, в котором находится ЦТЮ "Полёт", – ныне стоит без дела.
Драматический кружок Иван Александрович создал в 1905 году. Спектакли ставились в селах по всей волости и имели большой успех, среди известных "Бедность – не порок" и "Гроза" Островского, "Ревизор" Гоголя и чеховский "Вишнёвый сад". Одна часть вырученных денег уходила на закупку реквизита, а другая – на помощь бедным ученикам училища и другие общественные нужды. Со смородиновской любовью к искусству связан еще один малоизвестный факт: он играл на скрипке. Моя бабушка вспоминала: "Когда я была маленькой, то была у Смородина дома. Там я впервые услышала, как звучит скрипка – и так красиво было, о-ой…".
В 1901-1906гг. Иван Александрович участвовал в организации большесосновского кредитного общества, пожарной дружины и земской больницы, а в 1911 году выслан из села из-за подозрений в подстрекательстве "бабьего бунта" против Столыпинской реформы. Вот как сам Смородин описывал эти события: "Ни одна баба-бунтарка не показала на меня прямое или косвенное участие в этом деле. В защиту горячо выступал волостной писарь Дерюшев и некоторые члены сельскохозяйственного общества и кредитного товарищества. Против меня из духовенства особенно яро шёл отец Пьянков. Следственная комиссия обосновала свои обвинения на показаниях земельного начальника Кучинского и председателя уездной комиссии Катаева, что якобы за две недели до бунта Смородин лично им высказывал следующее: "Раздел земли несправедлив, обогащает одних и разоряет других. Вражда между общинниками и отрубщиками не уляжется и может закончиться катастрофически – побоищем или массовым истреблением скота". Так Ивана Александровича оболгали в первый раз.
Четыре года ссылки не прошли даром. В Соснову Смородин вернулся выпускником Екатеринбургского учительского института и продолжил работу в училище, которое за время его отсутствия было преобразовано в четырёхклассное.
В дальнейшие годы Иван Александрович продолжает активно заниматься общественной жизнью: участвует в организации общества потребителей, льнотоварищества и маслозавода, выполняет обязанности председателя волостного совета, работает защитником и обвинителем при нарсуде – уйдёт очень много времени, чтобы перечислить все его занятия.
В 1932 году И.А. Смородин выступил с критикой работы райпотребсоюза, чем нажил себе врагов. Позже, в 1937 году, он был обвинён в шовинизме из-за высказывания: "Да здравствует счастливый русский народ!", которое произнёс во время предвыборного собрания в Верховный Совет СССР. После этого Смородина уволили, лишили всех заслуг и начали распространять лживые слухи – буквально поставили крест на человеке, который почти 50 лет трудился на благо села. Бывшие коллеги-учителя не нашли в себе мужества защитить Ивана Александровича, поэтому за него вступились его ученики: 19 января 1938 года в газете "Правда" был напечатан фельетон "Преступление старого учителя", Вот несколько строк из него: "Грязный ком смехотворных и подлых обвинений против человека, повинного лишь в том, что в его груди билось сердце патриота, разрастался с каждым днём <...> Тут все ясно. Неясен лишь один вопрос – кто же организовал травлю честного учителя Ивана Александровича Смородина? Трудно предположить, чтобы здесь действовали только дураки, хотя и без дураков дело не обошлось. Несомненно, что Иван Александрович Смородин пал жертвой наглых действий врагов народа, попытавшихся скрыть свою подлинную личину под маской показной бдительности...".
Фельетон вызвал бурную реакцию общественности, и в итоге Смородин был оправдан и восстановлен во всех правах.
Сложно переоценить вклад Ивана Александровича в изучение истории нашего села. Многие тексты, связанные с ней, частично или полностью взяты из "Воспоминаний старого учителя" – записей, которые делала с его слов дочь Антонина Ивановна Танова. Также по материалам смородинского архива снят документальный фильм "Село на Сибирском тракте", который в 1975 году показали по Московскому телевидению.
Каким бы было наше село, если бы в 1897 году Ивана Александровича не направили в наше двухклассное училище? Существовала бы наша школа в том виде, какой мы видим её сейчас? На эти вопросы невозможно дать ответ, но можно с уверенностью сказать, что главное дело жизни Смородина – просвещение – сейчас продолжают педагоги школ по всему району, сотрудники библиотек и домов культуры и, конечно, газеты "Светлый путь". И, как приемники и продолжатели, мы не должны забывать имя Ивана Александровича – ведь с него все началось.
Педагогический путь директора Большесосновской школы Ольги Алексеевны Лисковой начался сразу после окончания Тойкинской средней школы. Полтора года работала воспитателем в детском саду, потом учителем математики в родной школе, очно отучилась три года в пединституте, перевелась на заочное отделение и вернулась в Тойкинскую школу. Вела математику, химию, позже – любимую историю. Переехав в Большую Соснову, работала заместителем директора Большесосновского ПУ-74, методистом в районо, директором Большесосновского приюта для детей, менее года - снова в училище. 15 сентября 2007 года назначена директором Большесосновской средней школы.
-Волновалась очень,- вспоминает она.- Большой коллектив, в котором трудятся два бывших директора Татьяна Викторовна Писарева и Николай Анатольевич Шлыков. Приняли тепло и доброжелательно. 15 лет мы работаем одной командой.
Современная школа: продолжение традиций и внедрение нового
В Большесосновской школе апробируются методики и технологии
Большесосновская школа – самая крупная в нашем округе, в её структуру входит еще Большесосновский детский сад (которому нынче исполнилось 95 лет!), Малососновская и Юрковская школы-сады. То, что находится в центре округа, обязывает шагать в ногу со временем, стремиться совершенствовать учебный и воспитательный процессы, обновлять материально-техническую базу в соответствии с современными требованиями. Какая она, современная школа?
Об этом мы беседуем с директором Большесосновской школы Ольгой Алексеевной Лисковой.
– Ольга Алексеевна, нынче школа отмечает свой 125-летний юбилей. Об её истории, педагогах и учениках мы еще будем рассказывать на страницах газеты, как и о детском саде. Так получилось, что Вы тоже нынче отметили личный юбилей – 15 лет являетесь директором образовательного учреждения. С чего начинали, какие проблемы решали? Что нового произошло за последние годы в образовательном и техническом процессах?
– Да, действительно 15 сентября 2007 года приступила к директорству. Ситуация была непростая, задерживались зарплаты. И буквально с первого дня перешли на новую систему оплаты труда (СОТ). Начали участвовать в проектной деятельности – что позволило привлечь дополнительные денежные средства. Семь лет участвовали в краевом проекте "Школа – территория здоровья" для сельских образовательных учреждений (главным вдохновителем была Валентина Павловна Долганова): закупили оборудование для медицинского кабинета, тренажеры для глаз, вели целенаправленную работу по здоровьесбережению учащихся. Проект ОАО "Транснефть" был реализован благодаря поддержке администрации района и НПС "Большая Соснова". 5,5 миллионов рублей направлены на ремонт и оборудование классов химии, физики, математики и лаборантских. Грант на материально-техническое оснащение кадетских классов в один миллион рублей позволил оснастить кабинет ОБЖ, приобрести тренажерное оборудование, три тира (руководитель проекта Николай Анатольевич Шлыков, классный руководитель кадетского класса). На этой базе проходят районные (теперь окружные) "Зарница", "Безопасное колесо". В прошлом году по проекту "Безопасное движение" (тоже один миллион рублей) приобрели "Автогородок". Занимаются дети из детского сада, начальной школы. Устанавливаем его в спортзале школы: полная имитация дорожного движения – дорожная разметка, светофоры, знаки, остановки, пешеходный переход, железнодорожный переезд и для полного погружения – два квадроцикла, два мини-автомобиля, велосипеды. Ребятам нравится! Обновление автотранспорта: 240 детей утром и вечером привозят в школу и увозят домой "Форд", две "Газели" и два "ПАЗа", работают на них Сергей Анатольевич Петров, Иван Владимирович Ефимов, Анатолий Виссарионович Худяков, Сергей Алексеевич Коньшин, Михаил Иванович Сушенцев, механик – Олег Игоревич Селетков. Ответственные, надежные, внимательные: безопасность детей для них на первом месте. У нас есть своя машина, которую передала нам администрация округа, водитель ответственный и пунктуальный Максим Александрович Владыкин. Кстати, в воскресенье отмечается День работников автомобильного транспорта, сердечно поздравляю наших водителей с праздником! Легких дорог, безопасного пути!
Детский сад так же активно участвует в проектах, проект "Техномир" пополнил материально-техническую базу оборудованием на 400 тысяч рублей. Благодаря лукойловскому проекту и поддержке Автономной некоммерческой организации "Центр развития и поддержки социальных и общественных инициатив "В диалоге" получилось оборудовать детскую игровую площадку в Малой Соснове. Открыли её 31 августа нынешнего года.
Как только начал работать приоритетный проект "Образование" – включились в него. Школа в 2008 году стала победителем в номинации "Лучшие школы России", а 6 педагогов стали победителями в номинации "Лучшие учителя России". Первыми вошли в проект "Web.2", после – в "ЭПОС.Школа", ввели электронные дневники и журналы. Поставлено оборудование почти на 10 миллионов: компьютеры, мультимедийные панели, проведен Wi-Fi . По проекту "Цифровая образовательная среда" получили интерактивные панели, камеры, 17 ноутбуков. Открыта "Точка роста" – красивые современные кабинеты. Понятно, что проекты – это еще одна нагрузка и на себя, и на коллектив, но без них уже невозможно движение вперед, ведение уроков, мотивация детей. Сегодня в школе начинает двухнедельную вахту технопарк "Кванториум "Фотоника".
– Педагогический коллектив - самый большой в Большесосновском округе, как и количество учеников. Понятно, что Вы, как директор, приветствуете и реализуете проекты, устанавливаете оборудование, внедряете самые передовые технологии и методики. А как педагоги к этому относятся?
– Без поддержки коллег как раз ничего бы не получилось, не развивалось. Поддержка сильная и постоянная. Есть такое выражение, и оно практически мой девиз: "Удача школы – заслуга коллектива, неудача – ошибка директора". Большую часть проектов реализуют педагоги. Мы работаем вместе. Взять хотя бы ремонт кабинетов по проекту "Транснефть" – учителя помогали выбирать оборудование. Сейчас работают на нем. Учитывая, что дети быстрее осваивают цифровые программы, разбираются в IT-технологиях, педагогу необходимо знать их и использовать в своей работе.
Сегодня в коллективе 213 человек: 103 педагога (79 – в школе, 24 – в детском саду), младший обслуживающий персонал, сотрудники пищеблока, помощники воспитателей, административно-хозяйственный персонал. Нет текучки кадров. 26 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 42 – первую. До 35 лет – 21 педагог, стажистов (стаж работы более 20 лет) в школе – 37, в детском саду – 27. 11 коллег награждены званием "Отличник образования", Тамара Афанасьевна Ноговицина – Заслуженный учитель Российской Федерации. Конечно, есть проблемы. Большая нагрузка на учителей математики (25-28 часов в неделю), русского языка (до 35 часов). Очень мало выпускников педагогических вузов возвращаются в село и работают в школе. Недавно преподает английский язык в нашей школе Зоя Андреевна Чунарева (наша выпускница). Очень хотелось бы, чтоб молодой педагог осталась здесь работать надолго.
Есть педагогические династии – Ноговицыны, Шагарины, Шлыковы, Ефимовы… Например, общий педстаж семьи Светланы Афанасьевны Кузнецовой – 300 лет, Татьяны Ильиничны Залазаевой (Черепановой) – 100 лет. Складываются династии у Веры Петровны Паклиной, Вероники Павловны Рябчевских, Нины Федоровны Смирновой. Отчасти это говорит о преемственности и традициях школы.
Горжусь тем, что несмотря на все реорганизации, смогли сохранить ставки педагогов-психологов в школе (Вера Петровна Паклина и Елена Борисовна Бушуева) и детском саду, огромную работу ведет социальный педагог Галина Юрьевна Баклушина, проводит консультации для детей дефектолог Ольга Алексеевна Ноговицина.
И еще один огромный аспект, пласт в успешной работе школы – организация питания. Полгода мы поработали на аутсорсинге и вернулись обратно в "школьную столовую".10-12 миллионов в год уходит на продукты. Зав. производством Галина Алексеевна Алтынцева выдерживает все требования надзорных органов и на ту сумму, которая определена калькуляцией, сотрудники столовой готовят вкусную и питательную еду. Питаются "категорийные" дети, начальная школа бесплатно, часть за свои средства, через свободную продажу. В школьной столовой готовят строго по технологии. И я верю, что люди, которые трудятся в пищеблоках, не подведут.
С первых дней моей работы в школе сложилась компетентная управленческая команда – Нина Александровна Олейникова, Татьяна Михайловна Полетаева, Нина Федоровна Смирнова, Галина Васильевна Хомякова, Александр Витальевич Хозяшев. У нас не было разногласий, поэтому получалось решать задачи. И сегодняшняя команда – опытные педагоги-управленцы, заместители директора по основной школе Алена Григорьевна Дегтярева, Любовь Михайловна Глазырина, по начальной школе – Ольга Алексеевна Ноговицина, по воспитательной работе много лет работала Елена Михайловна Зуева (с 01.09.2022 года стала советником по воспитательной работе) по детскому саду – Кристина Андреевна Жужгова, в структурных подразделениях: в Юрково – Марина Вячеславовна Плотникова, в Малой Соснове – Любовь Анатольевна Шыхыева, вся хозяйственная работа, ремонты лежат на Алексее Александровиче Тимшине, финансовая – на главном бухгалтере Валентине Васильевне Захваткиной (бюджет школы на этот год более 143 миллионов рублей). Четкая и слаженная работа всех позволяет школьному механизму работать безопасно, комфортно, давать образование на высоком уровне, чтоб наши выпускники были конкурентноспособными при поступлении в другие учебные заведения и на рынке труда.
– Школа обеспечивает и воспитательный процесс, на этот момент особо обратил внимание даже Президент Владимир Владимирович Путин. Школа всегда являлась инициатором новых методов работы детских/юношеских общественных организации – пионерское движение, коммунарское и вот нынче – Российское движение школьников. Какие еще общественные группы, организации есть у вас?
– У нас много детей и им необходима социализация, общение, проявление своих лидерских качеств, талантов и способностей. Для того, чтобы повести их за собой, нужен увлеченный идеей человек. Коммунарским движением "заразила" Г.В. Хомякова, кадетский класс появился благодаря Н.А. Шлыкову, РДШ занимается Елена Михайловна Зуева совместно с управлением образования. Первоклассники под руководством Галины Петровны Дегтяревой зарегистрировались с согласия родителей в организации и теперь их отряд "Орлята" действует, потому что педагог увидела в этом движении перспективу, поговорила с родителями и нашла поддержку. Общественная организация нужна детям – это коллектив, команда, в коллективе воспитывается и растет человек. У нас есть свои традиции. Создана общественная организация "Содружество". В 2000 году в школе прошли первые выборы президента, созданы министерства. Для того, чтобы ребята организовывали сами и участвовали в общественной жизни школы.
Создан Совет отцов, прошло первое заседание, работает Совет председателей родительских комитетов (руководит многодетная мама Ирина Витальевна Коротаева), "Родительский контроль" в рамках проекта "Горячее питание" ежемесячно контролирует, как питаются дети. Администрация школы поддерживает родителей в этом плане.
В школе своя профсоюзная организация, которую возглавляет Алефтина Николаевна Овчинникова, мой неизменный и надежный помощник. Две-три команды педагогов участвуют во всех профсоюзных мероприятиях в округе. Создан танцевальный коллектив "Настроение" (руководит Эльвира Семеновна Ефимова), хор педагогов (руководитель Ирина Владимировна Пичкалева). Педагоги участвуют в спортивных соревнованиях, культурно-массовых мероприятиях. Запланирована Спартакиада образовательных организаций. Профсоюз не дает спокойно жить, активизирует, объединят.
– Какие планы на будущее у Большесосновской школы?
– Сейчас в школе 940 учеников, 312 – в детском саду. На следующий год школьников на десяток будет больше. А дальше – снижение. Конечно, сохранение педагогических кадров, участие в проектах, улучшение материально-технической базы, расширение учебно-методических компетенций. Ежегодно ремонтировать, что необходимо. Воспитательная работа выходит на первое место. Мы к этому готовы. Коллектив работоспособен, быстро перестраивается. Новшества, которые вводятся, мы апробируем на себе, и после уже они идут в другие школы.
Конечно, хотелось бы, чтобы пришли молодые педагоги, вернулись наши выпускники, учить детей, развивать село и округ. У нашей школы – прекрасное будущее!
– Ваше пожелание коллективу Большесосновской школы.
– Дорогие коллеги, сотрудники школы, детского сада, структурных подразделений. Наш коллектив – это огромный, но слаженный и дружный механизм, а каждый сотрудник – маленький винтик в этом механизме. Не будь одного из вас, работать не будет вся машина. Хороший коллектив – залог успеха в рабочих делах. Вы все надежные люди, хорошие специалисты, отличная команда. Каждый из вас – особенная, удивительная личность, которая вносит вклад в наше общее дело. Сегодня я хочу от души поблагодарить вас и сказать огромное спасибо за ваш профессионализм, за теплоту и доброту, за щедрость и мудрость, за приятное общение, за понимание и поддержку, за яркие моменты и гениальные идеи. Всем хочу пожелать всего самого доброго и хорошего, но главное – здоровья, уверенности, сил, упорства, больших возможностей, удачи, любви и достатка. Искренне хочу пожелать всем никогда не терять уверенности в себе и всегда добиваться всего, о чем мечтает сердце. Спасибо вам, что вы есть!