Свободная площадка. Разговор о важном
"Мой Пермский край! У нас с тобой все впереди. Судьбой дано нам вместе за руку идти. Мой Пермский край!" Собравшиеся на дискуссионной площадке величальные слова гимна своей малой родины ребята и взрослые слушают стоя. Аккорды звучат все громче, все величественнее.
На экране — главный город — Пермь, его огромные заводы, широкие реки края и уходящие вдаль леса, его люди, приносящие славу, живущие на территории (161 тысяча кв. км), по размеру превосходящей в 4 раза Литву, Латвию, Эстонию и многие европейские государства. То есть, и все мы, ее жители. Учащиеся десяти школ Большесосновского округа, педагоги, приглашенные гости, организаторы, зрители, стоя, отдаем дань уважения главной песне края, признания месту, где родились, где живут наши родители. Дань уважения семье, своему роду (именно так — род, семья — переводится слово "родина").
Тема дискуссии — "С чего начинается Родина". Присутствующим предлагается порассуждать, выразить личное мнение, что для них значат слова и фразы РОДИНА, СОВРЕМЕННЫЙ ПАТРИОТ РОССИИ, ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. Как понимают выражение русского писателя Василия Белова "ЧЕЛОВЕК СЧАСТЛИВ, ПОКА У НЕГО ЕСТЬ РОДИНА". Согласны ли с утверждением президента России Владимира Путина "ПАТРИОТИЗМ ЕСТЬ ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ БУДУЩЕГО РОССИИ". А для того, чтобы направить разговор в нужном русле, поддержать ребят, приглашены гости — глава муниципального округа Владимир Тресков, почетные граждане Большесосновского района, они же экс-главы Александр Гладких, Татьяна Селеткова, участники локальных войн Андрей Корепанов, Олег Селетков, куратор кадетского класса, преподаватель Большесосновской школы Николай Шлыков, помощник депутата Законодательного Собрания Пермского края Марии Коноваловой Елизавета Фомина.
Так ли все пошло по плану? Не совсем. Но объединяло общее — и вопросы, и ответы без натяжки можно назвать патриотическими. Даже если они касались только Большесосновского муниципального округа и предназначались лично главе Владимиру Трескову. Кстати, ему вопросов было больше всех, и довольно разных: "В чем выражается развитие нашей территории?", "Сложно ли управлять округом?", "Не жалеет ли, что стал главой?" "Почему глава округа, если профессиональное образование - инженер- строитель?", "Думал ли, что когда-нибудь возглавит район (округ)?", "Какие видит недостатки в своем округе? Как собирается их решать (устранять)?" И так получилось, что отвечая, глава занял больше времени, чем остальные. А может, это и хорошо, когда ребята напрямую общаются с первым лицом муниципального округа, как говорится, вживую получают ответы? Пусть не все прфессиональное образование - инженер- строитель?", "Думал ли, что когда-нибудь возглавит район (округ)?", "Какие видит недостатки в своем округе? Как собирается их решать (устранять)?" И так получилось, что отвечая, глава занял больше времени, чем остальные. А может, это и хорошо, когда ребята напрямую общаются с первым лицом муниципального округа, как говорится, вживую получают ответы? Пусть не все ответы были конкретными (и не только от главы). Но главное, они были!
Были вопросы и касающиеся будущего молодых. Сегодня ученики, а через пару лет студенты! А что будет через пять-шесть лет? Можно возвращаться в свое село, будет ли место работы, жилье выпускнику колледжа, университета? Или остаться в городе? "Какие инициативы выдвигаются в пользу молодежи депутатами Законодательного Собрания? Видите ли Вы надежду в нашем поколении?" — на эти вопросы пришлось давать ответ Елизавете Фоминой.
Не остался без заданных лично ему вопросов и ведущий, — начальник управления образования округа Александр Лабутин. "Как относитесь к современному поколению? Как оцениваете ситуацию с СВО на Украине?" И даже интересовала ребят зарплата начальника всех педагогов округа.
Николай Шлыков держал ответ за все кадетское движение – и за свой первый выпуск, и за сегодняшних своих кадетов-восьмиклассников.
Но все ответы взрослых на вопросы, заданные вслух Аней Бурдиной, Кариной Дробышевой, Аней Дробининой, Мариной Ерохиной, Димой Васевым, Тимой Ляхиным, Настей Антоновой, Улей Косачевой, Максимом Плотниковым (и по письменным запискам без имен), были буквально пропитаны примерами патриотизма и ссылкой на известное изречение "Человек тогда счастлив, когда у него есть родина". Приводились примеры наших земляков-героев Советского Союза, и первый американский тракторный отряд в Тойкино, и назывались фамилии известных людей округа и даже говорили о книгах, посвященных нашему району. И даже то, что любовью к родине были пропитаны и оформление школьных тетрадок и учебников, и стихотворные строки государственного гимна. Дети знали героев труда, литературных героев, защитников отечества. О том, что были ПРАВИЛЬНЫЕ учебники, правильное образование и воспитание (а не оказание услуг!). Были общественные организации — октябрята, пионеры, комсомольцы, находиться в рядах которых считалось за честь. Выражали надежду, что рожденное в декабре 2022 года общественное российское движение детей и молодежи "Движение Первых" охватит все подрастающее поколение. Тем более, что ребята, задававшие вопросы, позиционировали себя как раз активными участниками "Движения Первых". Значит, есть задел! В заключительном слове глава сказал так: "Год-два и в РДДМ войдут все молодые. Для меня в вашем возрасте были прекрасные годы. Я был октябренок, пионер. А в комсомол не получилось… и жалею, что не был комсомольцем. Жалею, что не стало такой боевой, сильной мотивированной на патриотизм организации. Моя юность пришлась на переходный период. Сейчас возрождение началось с кадетских классов, с юноармейцев. Но это выборочно. А надо, чтобы организованы были все, с первого класса. Под единым лозунгом. Чтобы патриотизм, действительно глядел с каждого учебника, звучал на каждой школьной линейки, на каждом классном разговоре о Важном. Чтобы дети это слышали дома от своих родителей. То, что было в пору нашего детства, отрочества. Мы с эти жили!"
Я не стала спрашивать мнение ребят о дискуссии. Посчитала — еще не время. Но взрослые сами завели разговор. К примеру, директор ООО "Русь" Олег Селетков: "Тема очень своевременна. Но не надо ограничиваться одной встречей, её явно недостаточно. Как будет называться разговор — дискуссионной площадкой ли, встречей с интересным человеком, классным часом, литературной беседой, главное, что б разговор был. Разговор серьезный. И он обязательно оставит след в душе и маленьких учеников, и подростков, и тех, кто завтра шагнет в студенческую жизнь, встанет на охрану государственной границы".
Свое мнение высказала и председатель КСП Ирина Некрасова: "Сегодняшняя дискуссионная площадка проходила под эгидой социального проекта "С чего начинается Родина" Фонда грантов губернатора Пермского края. Почему я, как руководитель проекта, выбрала, казалось бы, не касающихся профсоюза участников диспута – учеников. И меня в этом поддержал начальник управления образования Большесосновского округа Александр Лабутин. Патриотизм сегодня (да и во все времена) — есть главная тема суверенности государства. Как сказал Президент, патриотизм — фундамент государства и общества. И начинается он, это уже говорю от себя, не когда человек пришел на работу, а именно с момента своего рождения. Со своего двора, улицы, сельского стадиона, почитания родителей, уважения старших, хорошей учебы, стремлению к знаниям, видению добра.
Вот тут у каждого спрашивали — что же для тебя лично означает Родина? Все ответили — место рождения. А для меня Родина — Большая Соснова, куда я приехала 18-летней девчонкой и где живу более 50 лет. Я люблю Большую Соснову. Да, вот так просто — люблю, уважаю. И хочу, чтобы улицы МОЕГО села были чистыми, работали все предприятия, рождались дети, молодежь имела место приложения сил. Чтобы "лицо" моей Большой Сосновы было красивое и свежее. И сегодняшние школьники видели в своем селе тоже красоту. Стремились к ней, берегли то, что сделано руками их родителей. Вникали в дела, видели проблемы близких и не проходили мимо. Может, все это и есть патриотизм?
А то, что они не члены проф-
союза… Так это сегодня.
А завтра?
Екатерина ДАНИЛЮК,
фото автора