Учитель совершает каждодневный подвиг – отдает детям свои знания, вкладывает частичку своего сердца...
Геннадий Складнев. Школа – это целая жизнь
– Надо поздравить учителей! – с такими словами зашел в редакцию Геннадий Иосифович Складнев. Но он зашёл к нам не только из-за поздравлений, а принёс подарок – свою книгу
"В пару ласковых строк свою душу вложил".
Книга включила в себя воспоминания о семье, людях, жизни, школе, обо всём, что окружало Геннадия Иосифовича все эти годы и, конечно, стихи. В сборник вошла только малая часть его стихов, но все они с душой. Книгу помогли подготовить дочь Татьяна и учитель литературы Алевтина Михайловна Куцин, собрали, обработали, нашли где-то денег и в Очёре издали книжку!
Учителям – единомышленникам
Спасибо вам за труд нелёгкий,
Спасибо за душу к людям.
Оставили след глубокий
В пути ежедневных буден.
И след ваш неизгладимый
Останется в памяти многих:
Друзей и детей любимых,
И администраторов строгих.
Мудрость несёте людям,
Общение с книгой – сладость.
Спасибо, что есть на свете
Вы все, несущие радость.
Пользуясь случаем, спросил об его пути в педагогику.
– Это целая история, – вспоминает Геннадий Иосифович. – После того, как окончил Тойкинскую семилетнюю школу (окончил хорошо, с одной тройкой), решил пойти учиться в восьмой класс в Черновской школе. А там говорят: "Плати деньги". В старшем звене – обучение платное. А какие у меня деньги? Ходил в лаптях, штаны заплатные, как нищий. Вернулся домой, а там соседская девчонка училась в Меркушах, в сельхозтехникуме, позвала поступить туда. Собрал манатки и поехал. Пришёл в приёмную, а там фамилию прочитали и говорят: "Иди-ка к директору". Директор Клеоник Степанович Егошин тоже фамилию прочитал и спрашивает: "Тебе Иосиф Арсентьевич кем приходится?" "Это мой отец", – отвечаю. (Он был председателем сельхозартели "Заря", которая дольше всех просуществовала во всём Союзе) "Ты хочешь у нас учиться?" "Да". Он дал приказ и меня зачислили без экзаменов. Отучился, окончил, но на выпускной не попал – в армию забрали после четвёртого курса. Служил сначала в Эстонии, а потом, через месяц отправили в Германию, под Берлин, на три года.
Вернулся домой. Ветеринаром в ветлечебницу, потом организовали станцию искусственного осеменения. Стали с женой работать на этой станции. Во время учёбы в техникуме был физрук Дмитрий Иванович Лошкарёв, который, несмотря на освобождение (с сердцем у меня какая-то проблема со школы – всегда освобождение было), взял на прогулку на лыжах. А я из Тойкинской школы, до дома в Кряжевую на лыжах ходил. Пошли на прогулку, которая привела меня к первому чемпионскому титулу во Всесоюзных сельских зимних играх среди молодёжи. После армии съездил к нему – он мне дал лыжи тренироваться. Ходил кататься на школьную лыжню, где меня заприметил преподаватель физкультуры Виталий Михайлович Понамарёв, он то и позвал работать в школу. Так с 1961 года и началась моя "школьная история".
Пришлось снова учиться. В Пермский педагогический университет не приняли. Подал документы в Ленинград в физкультурный институт Лесгафта, где и проучился заочно пять лет.
– Какой самый яркий момент в вашей школьной жизни?
– Как директором назначали… Вопрос стоял вплоть до исключения из партии. Директор Василий Александрович Евсин заболел (участник войны, да и старенький уже был) и предложил мне принять школу, я отказался. Через некоторое время вызвали в райисполком – предложили там. "Знаете что, – говорю. – я на месте, мне работа нравится, я себя реализую, ребята довольны, на уроки ко мне все ходят, не прогуливают, результаты высокие в спорте…" Отстали от меня. Через две недели вызывают уже в бюро райкома партии. "Есть решение бюро райкома – ты коммунист – возглавишь школу". "А если откажусь?" – спрашиваю. "Если откажешься – будешь исключён из партии. И в школе работать не будешь…"
Я посидел-посидел, чуть не заревел. Приехал домой, рассказал жене, подумали, так и пошёл в директора.
Многие, кто знаком с Геннадием Иосифовичем, знают, что для него школа – его жизнь! Жизнь, которая продолжается до сих пор. Конечно, наш с ним разговор коснулся не только школы.
Поговорили о судьбе и истории его малой родины. Ещё один повод для встречи с путешествием.
Друзья! Отмечаем праздник!
В числе эпизодов разных
Он ярче других явлений
В судьбах всех поколений.
Учителю трудно бывает,
Но он от того не страдает,
Наоборот, посильнее будет,
И сердце своё не остудит!
Я знаю, что не ошибся,
Учителем став, научился
Детей уважать и слушать,
Понять их юные души.
Не только понять – возвысить,
Чтоб яркие нужные мысли
У них ежедневно рождались,
На благо людей претворялись.
Я рад, что за нами не деды –
Идут молодые следом,
Живут не менее славно
И учат детей исправно.
В этом учитель бессмертен,
Путь его точно очерчен –
Школа, семья и дети,
Лучшего нет на свете!
Вслед за Днём воспитателя идут другие праздники связанные с нашими любимыми и уважаемыми Учителями, чей труд воспет на долгие века за свой вклад в нашу жизнь!
Тамара Ноговицина. Доверяют дети и земляки
У Тамары Афанасьевны Ноговициной педагогический стаж 65 лет. Учитель с большой буквы, она до сих пор преподаёт литературу и русский язык.
Ещё учась в школе, у неё появилась мечта – стать учителем. Мечте суждено было сбыться! И это везенье не только для неё, но и для тех, кому посчастливилось работать с ней в одном коллективе, стать её воспитанником, быть на её уроках. Добрый, отзывчивый и справедливый – главные качества, присущие любому учителю, сочетаются в совершенстве с той любовью которую она вкладывает в свои уроки на протяжении стольких лет! Но её талант распространился не только на уроки, она вложила свою душу и идеи в школьную жизнь и общественную деятельность. За её плечами не только годы учительства, 40 лет деятельности руководителя Кленовской школы (20 – заместителем директора по учебно-воспитательной работе, 20 – директором), да ещё и депутатом сельского поселения избиралась пять раз и районного уровня на три срока. Это говорит об уровне доверия к человеку.
Татьяна Каликина. Радость и заботы второго дома
Татьяна Михайловна Каликина учителем математики и физики отработала в Кленовской школе более 30 лет:
– Выбрать профессию помогли замечательные педагоги-наставники
А.А. Мусихин, А.Г. Басалгина, Н.Г. Мусихина, Л.А. Жужгова, ученицей которых мне посчастливилось быть.
С некоторыми из них мне посчастливилось и работать в качестве коллеги. У них я училась ремеслу учителя. Очень благодарна судьбе за возможность учиться у таких замечательных людей, а им – за тёплое отношение ко мне, советы и поддержку!
Школа для меня не только место работы, она – второй дом, в котором тоже есть и радости, и заботы, и проблемы.
Самыми запоминающимися моментами из школьной жизни стали поездки в различные города нашей страны с ребятами. Мы вместе узнавали новое, учились, удивлялись и радовались!
Сергей Литош. Любовь к cвоей работе
Учитель физкультуры Полозовской школы Сергей Алексеевич Литош, в этом году отметивший 65 лет, рассказывает:
– На выбор профессии повлияли мама, которая 38 лет работала воспитателем в детском саду села Черновское, а также пример директора школы Геннадия Иосифовича Складнева и учителя физической культуры Виталия Михайловича Пономарёва.
Сейчас, имея за плечами 43 года педагогического стажа, просто не представляю своей жизни без любимой работы учителем физкультуры. Оглядываясь на пройденный путь, с полной уверенностью могу сказать, что, если бы можно было вернуться в прошлое – повторил бы всё заново.
Самый яркий момент из школьной жизни – когда в середине восьмидесятых первый раз обыграли своих конкурентов-черновчан на лыжных соревнованиях на приз газеты "Пионерская правда".
Николай Бочкарёв. Учить по настоящему
Учитель физики и географии Тойкинской школы Николай Алексеевич Бочкарёв. Какие бы жизненные ситуации не привели человека к этому пути, судьба выбрала его не случайно. Войдя в школьную жизнь, он идёт этой дорогой уже 28 лет.
– Школа, в моём понимании – это место, где формируется человек, как личность, – говорит Николай Алексеевич. – А сама профессия "учитель" – подразумевает полную самоотдачу духовных и физических сил.
Самые яркие моменты школьной жизни для Николая Алексеевича: в качестве ученика – получение аттестата, а в качестве учителя – вручение аттестатов своим ученикам!
8 октября свой праздник отмечают те люди, к которым почти все родители отправляют своих детей после уроков в школе.
День работников дополнительного образования!
Именно они, как никто, помогает детям раскрыть свои дарования и таланты в различных направлениях творчества, спорта и других сферах.
Педагоги, чья преданность своему делу и показатель работы отражается не в оценках в журнале, а в доверии детей, которые после уроков в школе с радостью посещают кружки и секции.Нина Бушуева. Приобщать детей к прекрасному
Один из таких педагогов, также юбиляр Нина Павловна Бушуева.
В 1999 году окончила заочную школу по декоративно-прикладному творчеству при областном Центре творчества "Росток" и получила специальность "руководитель коллектива по декоративно-прикладному творчеству", занимается кружковой деятельностью по художественно-эстетическому направлению.
Виды деятельности разнообразны: бисероплетение, выжигание по ткани, работа с кожей, природным материалом, оригами, мягкая игрушка и другие.
Н.П. Бушуева неоднократно участвовала в районных семинарах по прикладному творчеству, выступала перед педагогами, организаторами школ, проводила семинары-практикумы на тему "Послушная кожа", "Бисероплетение", "Поделки из природного материала". Она – мастер своего дела. Ее работы всегда аккуратны, эстетичны. Этого требует и от кружковцев своего объединения. Работы ее учеников неоднократно отмечались жюри по итогам районных выставок. Ежегодно детское объединение "ДПТ" на районных выставках занимает призовые места.
Нина Павловна на своих занятиях развивает творческую самостоятельность учащихся, фантазию, умение применять полученные знания, и умения на практике, сплачивает разновозрастной состав, учит их мастерству, приобщая к прекрасному через изделия, выполненные своими руками, воспитывая в них трудолюбие, уважительное отношение друг к другу.
Желаем вам крепкого здоровья, творческих высот и неугасимой энергии!