— Не знаю, кто больше переживает за моих одиннадцатиклассников — я, как классный руководитель, или они сами, улыбается мне преподаватель Большесосновской средней школы Алефтина Николаевна Овчинникова. — Имею ввиду, конечно же, с какими знаниями подойдут мои великовозрастные дети к выпускным экзаменам, и главное — куда направят свои сегодняшние желания.
В какое "завтра"? А их завтра наступит совсем скоро. Поэтому мы с ними много разговариваем, обсуждаем, дискутируем, сравниваем, оцениваем знания, возможности, силы. И даже финансы. Ведь если парень (девушка) не поступит на бюджет, то платить за обучение придется родителям. А все ли семьи смогут осилить сотни тысяч рублей платы за 5-7 лет образования своего студента?! Особенно с нашими сельскими зарплатами… Но говорить — одно (тем более определяться), а видеть своими глазами, слушать уже тех, кто успешно работает в ВУЗах, совсем другое. Едем в город, непосредственно в университеты, решили мы с ребятами. Кстати, позвав с собой и десятиклассников.
Но прежде, чем отправиться в путь, я, как председатель профкома школы и заместитель председателя КСП, созвонилась со своими профсоюзными кураторами в Ленинском райкоме профсоюза работников образования и науки в Перми Л. А. Кузнецовой и Л.И. Батюковой. И наши интересы по профориентации совпали!
Не секрет, что в некоторых высших учебных заведениях недобор студентов. Людмила Ивановна связалась с председателями профко-мов ведущих пермских ВУЗов. И цепочка профсоюзных лидеров закрутилась – в каждом высшем учебном заведении нас встречали радушно и ответственно. Особенно, и это отметили сами учащиеся, в политехе.
Но начну по порядку. Первыми были наши добрые шефы — пограничное подразделение Пермского аэропорта "Большой Савино". Отделение и наша школа носят одно имя — легендарного земляка, Героя Советского Союза, генерал-майора М.И. Наумова. Самолеты, вертолеты, взлетная полоса, оборудование для досмотра, душевный разговор за чайным столом и приглашение в ВУЗы, где обучаются особисты.
Далее — медицинскй университет имени академика Е.А. Вагнера. Из моего класса сразу трое ребят, все хорошисты(!), хотят поступать именно сюда. Они целенаправленно готовятся по химии и биологии, которые надо будет сдать на ЕГЭ. Эти ребята и их родители (они тоже были) серьезно интересовались правилами приема, условиями проживания у сотрудницы университета Л.П. Мартиросян. Лусине Пилосовна не только отвечала на все вопросы, но и провела по четырем музеям ВУЗа, в которых обозначена славная история учебного заведения.
И долгожданный политех! Из моего класса сразу девять человек рассматривают этот ВУЗ, как свое будущее место профессионального обучения. Поэтому и в поездку отправились 20 человек. Здесь надо сказать особое спасибо Н.А. Саниной, ответственной за профориентационную работу, предложившей нам обстоятельную экскурсию. С погружением на мастер- классах в лаборатории, кабинетах, на постановках опытов, в имитационных играх. И нас, действительно, "загрузили".
Мы посетили два факультета из восьми. Встретили нас заместитель декана строительного факультета В.Г. Зеленина и аэрокосмического – М.А. Серегина. А непосредственно с нами работали — проводили имитационно-деловую игру "Управление коммерческим объектом" — инженер СИМ Я.А. Овчинников и старший преподаватель А.С. Саламатина. По окончанию игры даже определились лидеры, то есть те, кто бы мог сегодня быть управляющим большим торговым центром. Я с удовольствием назову фамилии, возможно, буду-щих бизнесменов: одиннад-цатиклассники — Кирилл Козлов, Александр Зайцев, Анастасия Вяткина, Полина Пестренина, Ольга Князева; и десятиклассницы Мария Давыдова и Елизавета Прохира. Но, как поётся в песне, "первых нет и отстающих" – призы от строительного факультета получили
все участники "битвы за бизнес".
Молодые преподаватели с аэрокосмического факультета тоже постарались увлечь на свою сторону экскурсией, викториной, призами.
Буквально все честно ответили на вопрос: "Приходилось ли бывать на таком высокотехнологичном производстве, как АО "ОДК— СТАР"? Конечно, нет! Да и откуда сельским мальчишкам и девчонкам бывать здесь! Если только слышали подобное словосочетание в СМИ. Нам в этот день повезло — пригласили на производственную площадку крупнейшего в крае предприятия, выполняющего государственный заказ. И где, в основном, работают выпускники, политеха. Станки с программным управлением, отдел ОТК, выпуск продукции. Я видела, как восторженно глядели мои ученики на производство, насколько они впечатлены. И что сегодня они действительно получили конкретную информацию к размышлению. Особенно те, у кого есть тяга к техническим наукам, изобретательству. Наверняка осталось в их памяти и то, что со 2 курса студенты могут быть вовлечены в научную деятельность.
Я понимаю, что далеко не все наши выпускники пойдут поступать в ВУЗы. Но бесполезными эти поездки,
для общего их познания, точно не будут. Вот что сказал одиннадцатиклассник Кирилл Козлов, в планах которого поступить именно в политехнический универ-ситет на горно-нефтяной факультет:
— Экскурсия была живой и содержательной. Мы погрузились в атмосферу университетской жизни. Нам предоставили всю информацию о подготовке к вступительным испытаниям, о целевом обучении и карьерном росте, о возможностях предприятия - партнера "ОДК—СТАР". И вообще — атмосфера университета располагает. Теперь я обязательно буду рассматривать этот ВУЗ для поступления.
(Кстати, старшая сестра Кирилла Анастасия, учится на аэрокосмическом факультете политеха).
Спасибо моим единомышленникам по общественной работе, профсоюзникам за сотрудничество и под-держку. Спасибо коллегам: Н.А. Масалкиной и Е.В. Черепановой, сподвигших своих десятиклассников на столь полезные экскурсии. Мне и будущим студентам это очень важно!