2017 год - юбилейный, "золотой" для нашего выпуска Большесосновской средней школы.
Молоденькие, несколько наивные, другие, наоборот, амбициозные, мы плакали, прощаясь со школой, и предвкушали вступление в интересную взрослую жизнь. Говорили слова благодарности школе, учителям, родителям, тем, "кто нас выводит в мастера".
Несмотря на то, что мы начинали школу с карандашей и "Родной речи", осваивали азы предметов порой в пальто и валенках, под весёлый треск горящих дров в печках, физкультурой занимались в самошитых сатиновых "шароварах", а деревенские ежедневно ходили в школу пешком, мы успешно её окончили.
По-разному сложилась личная и трудовая жизнь, но все мы – состоявшиеся! Наших выпускников можно было встретить в разных сферах деятельности. Многие всю трудовую жизнь связали с родным районом.
Многих наших учителей уже нет с нами, но, чем старше мы становимся, тем больше благодарны им. И в день нашей встречи хотим вспомнить о них, их заслуги в становлении нас, как личностей, и внести их имена в историю школы...
В старших классах литературу и немецкий язык вела Майя Александровна Паклина. Ее искрометный юмор всегда вызывал бурю смеха и поднимал настроение. Только одно появление на пороге класса – уже предчувствие чего-то смешного, юморного, позитивного. У Майи Александровны был свой конек – разбирать наши сочинения, зачитывать несуразные фразы, выражения, предложения. Мы сами потом удивлялись, как могли такое написать. Думаю, что такой материал очень бы пригодился для "Уральских пельменей".
Рядом с ней было просто, легко, светло. Мы тянулись к ней, доверяли свои личные и школьные секреты, свои обиды и сомнения, которые она, как нам казалось, легко разрешала. Именно она уговорила Надежду Ивановну Вахрушеву взять нас "на буксир" в 10 классе по математике, за что мы ей тут же в подарок на 1 сентября купили килограмм конфет "Каракум", которые в конце дня под ее шутки дружно съели за чаем.
С пятого класса математику хорошо, профессионально вела Елизавета Тимофеевна Дерюшева. В девятый класс мы пришли весьма подготовленными. Но далее с преподавателем у нас не получилось взаимопонимания, от программы мы существенно отстали и попросили директора школы Илью Кирилловича Черепанова сменить преподавателя. У всех были свои классы, свои часы, и особо никто не соглашался.
Надежда Ивановна, "прощупав" усвоение предыдущего материала, выдвинула свои условия и поставила серьезную задачу – за 3 месяца пройти программу 9 класса. Нам пришлось покорно склонить головы. Этот год запомнился на всю жизнь, будто скачки галопом – пройти программу двух лет. Надежда Ивановна так выстроила свои уроки, что у нас и мысли не оставалось отвлечься. Не было и помыслов подвести ее, тем более мы знали, что это надо прежде всего нам, она пошла нам навстречу, и мы старались. Вот это профессионал, вот это фанатик! Спасибо ей! Все сдали математику хорошо, никто "не завалил", и поступили в институты с профилирующим предметом – математикой.
Надо честно отдать должное Елизавете Тимофеевне Дерюшевой: основу заложила она. У нее на уроках не отвлечешься, у нее свои секреты, как завладеть нашим вниманием и добиться результата.
Физику преподавал Григорий Федорович Бурдин. Строен, высок, симпатичен, приятный завораживающий голос, интеллигентен, даже элегантен и харизматичен. Увлеченно вел уроки. Мы просто все были в него влюблены, особенно девчонки. Он превзошел все наши ожидания. Мы откровенно крутились около него, производили с великой заинтересованностью и любопытством физические опыты, с удивлением наблюдая результат. И, конечно же, посещали кружки, которые он вел. Я посещала фотографический. В ту пору столько было сложностей, нюансов в фотографии, что быстрым этот процесс не назовешь. Сколько перепортили пленки, реактивов, засветили, зачернили! Учитель был терпелив. С ним просто хотелось находиться рядом, выполнять то, чему учил. Он, как магнит,притягивал к себе наших мальчишек, на него они хотели походить, подражали ему, он был для них, как Лановой из "Офицеров".
Из иностранных языков в нашей школе преобладал немецкий. Не по той причине, что вдруг снова пригодится, а потому, что основным преподавателем в начальных класс-ах " большой" школы всегда оставался Мелетий Ефремович Вотинцев. И "англичане", и "французы" приезжали и уезжали, а он здесь всегда. Фронтовик, воевавший в партизанском отряде в Словакии, был легендой школы. В тот период люди, пережившие войну и устраивающие жизнь после нее, с большим уважением, даже благоговением относились к вернувшимся с войны фронтовикам.
А Мелетий Ефремович воевал в тылу гитлеровцев. На наших играх отпечаталась пережитая родителями война: мы играли "в воинки". А тут учитель, живший в землянках, видевший фашистов, по необходимости выучивший язык врага, постоянно получающий приглашения на празднование Дня Победы в дружественную страну! Да и сам он с военной выправкой, манерами, часто в офицерской форме, вызывал у нас большое уважение и восхищение. С интересом и любопытством мы слушали его рассказы о плене, побегах из него, жизни в партизанском отряде, подрывной деятельности, о праздновании, о чествовании участников чехословацкого сопротивления, дружбе и верности партизанскому братству. Рассматривали фотографии, сверяли – похожи их люди на нас или нет. И немецкий учили из-за уважения к Мелетию Ефремовичу. Некоторым пригодилось: Геннадий Сокуров поступил в институт на факультет иностранных языков, а в дальнейшем получил второе высшее по романо-германской культуре. Я при защите диплома пользовалась сельскохозяйственной литературой на немецком языке.
В школе работал Клуб Интернациональной Дружбы (КИД), возглавляемый Мелетием Ефремовичем. Мы заводили переписку с учениками из ГДР, Чехословакии, Болгарии и других стран. Обменивались открытками, незатейливыми подарками, поделками. Им очень нравились конфеты нашей Пермской фабрики.
Мелетий Ефремович совместно с Григорием Федоровичем всегда возглавляли летние военные лагеря, где школьников обучали некоторым премудростям военного дела. Из нашего выпуска Борис Шушаков связал свою жизнь с армией, думаю, что в этом была заслуга наших учителей.
Мелетий Ефремович не мог сидеть сложа руки, они у него всегда "чесались". Даже после выхода на пенсию одним из первых в районе зарегистрировался индивидуальным предпринимателем и рубил баньки всем желающим.
Такими мы запомнили наших учителей, уже ушедших из жизни.
Теорию поверяли практикой
Уроки биологии и основ сельского хозяйства (растениеводство) в старших классах вела тогда молодой педагог Антонина Николаевна Имполитова.
Она незабвенно любила природу, нам казалась очень грамотной. Человек со своеобразными взглядами и познаниями мира живого, знаниями, полученными в институте, она прививала нам, деревенским детям, привыкшим видеть вокруг скромную уральскую природу, красоту обустройства мира. Теоретические знания, полученные на уроках, мы закрепляли на практике в школьном саду, расположенном в ту пору за школьным логом в Подгорице, на капустниках и картофелеводческих участках колхоза "Россия". Дергали лен, пропалывали посевы, подкармливали весной рожь "по черепку". Именно наш выпуск закладывал под её руководством новый пришкольный участок за селом, у березовой рощи. Сад пополнялся новыми сортовыми и редкими растениями. Вокруг "большой" школы Антонина Николаевна разбила территорию на зоны, куда высаживали выписанные и привезенные ею новые виды кустарников, деревьев, цветов. "Полигоном" для испытаний стал и личный огород Имполитовых. Там росли редкие для нашей местности сортовые деревья, кустарники, цветы. Она учила нас правильно применять минеральные и местные удобрения, ухаживать за столь любимыми народом огурцами и помидорами. На занятиях юннатского кружка учила правильно выращивать и самим производить семена тех или иных овощных и цветочных культур. А дома мы рассказывали все родителям.
Оханский плодопитомник начал привозить сортовые саженцы плодовых и ягодных культур. Антонина Николаевна на примерах школьного сада, личного огорода показывала преимущества культурного сорта.
Помню, в здании бывшего военкомата, располагавшегося напротив школы, ей под юннатский кружок выделили площадь. Окна в здании были высокие. Кирилл Иванович Антипов, преподаватель труда, смастерил сверху до низу полочки, на них Антонина Николаевна поставила комнатные цветы, которые не выращивались в сельских избах. В углу стояла тепличка, сооружённая в школьной мастерской теми же руками, а в ней под люминесцентной лампой цвела и зрела ЗИМОЙ ремонтантная земляника! В другой комнате на стеллажах дозаривались помидоры с пришкольного участка! Тогда многие семьи их не выращивали вообще, поскольку они не вызревали. Представляете, с каким восхищением мы входили в этот чудо-сад, вдыхали его особые запахи!
А сколько с Антониной Николаевной, Ниной Павловной Вотинцевой, классными руководителями мы ежегодно весной и осенью высаживали деревьев по улицам родного села. Много уничтожали скот и люди, но мы сажали вновь и вновь. Для охраны зелёных насаждений, речушек был создан зелёный патруль.Также действовало общество охраны природы, куда входили практически все школьники с членскими книжками и членскими взносами 35 копеек! Следили,чтобы в речки не сваливали мусор, не засоряли лога. Но все же некоторые нерадивые жители села умудрялись вывалить картофельную ботву. Это было самое великое преступление.
С ней мы собирали лекарственные травы, сосновые и еловые шишки для передачи лесникам. Засушивали гербарии, описывали растения, произрастающие в нашей местности. Прочищали бурелом, подсаживали на вырубленные небольшие делянки хвойники. Однажды, работая в лесу госфонда у Суходола, мы обнаружили произрастание диковинного цветка. Оказалось, что это редчайшее растение для наших мест – венерин башмачок, орхидея.
В дальнейшем Антонина Николаевна создала школьное лесничество, посадив со школьниками более 300 гектаров леса, слава о котором разнеслась даже за пределами нашей области.
Её начинания всегда находили добрый отклик в наших детских сердцах. С удовольствием и радостью мы внимали ей. Своей рассудительностью, умением донести до нас свои знания, теплотой, материнской заботой она привлекала нас к себе. Мы доверяли ей семейные тайны, свои сомнения, секреты. Она тактично "разруливала" пикантные ситуации с родителями, между нами, школьниками. Подмечая наклонности, характер, способности, многим подсказала выбор профессии. Я ничуть не удивляюсь, что до настоящего времени её бывшие ученики идут к ней в дом, как к самому близкому и очень дорогому человеку.