Табасаранские ковры сохранили свои традиции и технологии производства такими же, какие они были в далеком прошлом.
Известно, что хороший чай делают в Индии, в Германии - автомобили, а великолепные шерстяные ковры - в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.
"Ковер согревает душу и радует глаз" — эта поговорка как нельзя лучше выражает значение искусства ковроделия.
Табасаранские ковры – это произведения нестареющего самобытного искусства. Эти ковры очень широко применяются и сегодня, даже в украшении современного интерьера, хорошо гармонируя с любой мебелью.
Табасаранцы являются единственным народом России продолжающим заниматься национальным видом искусства - ковроделием.
В советские годы в Табасаране было налажено организационное производство ковров, их стали ткать в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений, одной из них была Джамалова Ишрабика Рамазановна, которая сейчас проживает в селе Савельевка. Около 15 лет она проработала в таком цехе, неоднократно была отмечена руководством наградами, и сейчас мастерица продолжает Ремесло своих предков.
В ее умелых руках основа под будущий ковер играет свою мелодию, а разноцветные нити превращаются в причудливый орнамент, каждый узор которого в отдельности и совокупности несет свою особенную смысловую нагрузку. Ткут ковер на основании шпаргалок – своеобразного технического чертежа, где собрана вся необходимая информация о будущем творении. Ишрабика Рамазановна, как опытная мастерица этого дела, не имея его, может выполнить ковер по памяти. Вы представляете, какой памятью необходимо обладать, чтобы запомнить все узоры и цвета, их же огромное количество! После того, как рисунок выбран, а нити укреплены на основе, ряд за рядом постепенно рождается ковер. Необходимые инструменты в этом тонком искусстве – ножницы, которыми укрепляются нити на основе, а лишние концы обрезаются. Для того, чтобы ковер был плотным, а рисунок симметричным, полученный ряд уплотняют гребнем.
"Расстели свой ковер, и я увижу твою душу",– говорят на Востоке. Незримая связь вполне объяснима. Чтобы соткать ковер, нужны не только титаническое трудолюбие и терпение, но и талант, вдохновение, а в сущности – особое состояние души.
Процесс изготовления ковра требует от ковродельщицы необычно тонкого вкуса, индивидуального мастерства, неимоверной усидчивости, огромной фантазии, необыкновенного терпения. Это очень кропотливая работа. На изготовление хорошего ковра уходит от 6 до 12 месяцев, ведь плотность плетения очень высока: в узоре каждого изделия надо соединить сотни тысяч, а то и более миллиона узлов на каждом квадратном метре.
Своими изделиями она украсила не только свой дом, но и дома своих детей. Радует внучат собственными шедеврами. Мастерица уверена – необходимо не только помнить и почитать своих предков, но и всеми силами стремиться сохранить то лучшее, что они успели передать потомкам.