"Вот уйдем мы на пенсию, кто с детьми работать будет?" – сетуют признанные и всеми любимые учителя, без которых школу трудно представить. И ведь в самом деле уйдут. Когда-нибудь. А вместо них…
На сегодняшний день в районной армии педагогов трудится от общего количества учителей работающих пенсионеров 18,8%, тех, кто отдал школе свыше 20 лет своей жизни – 57,9%, предпенсионных кадров – 8,1%, от 3-х до 5 лет – 7%, а вот молодых специалистов, проработавших в школе до 3-х лет всего 4,8%.
Вот и в школе №2 средний возраст педколлекива 48 лет. Однако администрация школы взяла курс на постепенное обновление кадров, и за последние три года в школу пришло работать семь молодых специалистов. В этом году у школьной доски встали два молодых педагога – выпускники СГУ им. Чернышевского – учитель географии Владимир Еськов и учитель математики и информатики Альбина Бисенгалиева.
Так какие же они, молодые учителя? Кто приходит на смену старой гвардии? Попробовали мы разобраться, познакомившись поближе с новобранцами.
Портрет на фоне поколения
Про современную молодежь принято говорить, что она хочет всего и сразу! Молодые люди ориентированы на быстрый карьерный рост, высокий заработок и социальный статус. На этом фоне наши новые знакомые выглядят немного иначе. Нет, они не против "джентельменского набора": дом, машина, айфон последнего поколения. Но, прекрасно понимают, чтобы добиться этого, работая учителем им понадобиться больше времени и усилий. К слову сказать, у каждого жизнь расписана по плану, в котором есть и покупка машины, и приобретение собственного жилища, и, конечно же, создание семьи.
Опять-таки, среди их ровесников учительская стезя не предел мечтаний, куда престижнее быть юристом, экономистом или банкиром. А вот наши герои выбрали путь учителя осознанно, невзирая на мнение сверстников.
"О том, что я стану учителе географии, решил в 9 классе. На мой выбор повлияла Ирина Анатольевна Костина – мой учитель географии, она то и привила мне любовь к этому предмету", - вспоминает Владимир.
Альбина же, по ее признанию, влюбилась в ца-рицу наук - математику еще в 8-ом классе, оча-рование магии цифр ей показала Светлана Васильевна Храмова. О том, что Альбина вернется в родную школу, знала еще тогда, когда оканчивала ее с золотой медалью.
В школе свои университеты
За плечами уже месяц школьной работы: 5 ок-тября молодые люди отметят свой первый про-фессиональный праздник. Ушел первый страх, но как оказалось, все то, что молодые люди изучали в ВУЗе – это только вершина айсберга, все самое важное всплывает на поверхность при погружении в школьную реальность.
"Что касается знаний самого предмета, то тут проблем нет. Но, ведь мы не преподаватели, мы должны стать учителями! Увы, в вузе у нас не было таких важных дисциплин как педагогика и методика преподавания, даже не было педагогической практики. И сейчас мы учимся быть учителями. Хорошо, что нас радушно принял коллектив: мы ходим на уроки своих старших коллег, нам помогают и директор Анна Александровна Котова, и завучи Светлана Владимировна Ляляева и Ольга Владимировна Уразова. Учимся работать с детьми, с их родителями", - объясняет наши собеседники.
К слову сказать, "проверку на прочность" уче-никами, некоторые из которых по возрасту недалеко ушли от учителя и воспринимать его серьезно и адекватно не могут, молодые люди уже испытали.
"Я, как мне и советовала Ирина Анатольевна, с первого урока держу дистанцию с учениками: не позволяю панибратства и фривольности. Стараюсь провести урок интересно, используя все техническую базу, благо в школе есть такая возможность", - откровенничает молодой человек.
"Мне, девушке сложнее быть строгой. А чтобы сохранить дисциплину на уроках стараюсь загрузить учеников заданиями, тогда на глупости у них нет времени", - о своих первых открытиях говорит Альбина.
Молодые специалисты в полной мере испытали на себе и другие сложности педагогической ра-боты: составление рабочих программ, подготовка к уроку и проверка тетрадей, порой рабочий день молодых педагогов заканчивается далеко за полночь.
А у Владимира к обязанностям учителя прибавились и заботы "классного папы". "У меня замечательные пятиклассники, правда, немного озорные, но это же дети. Вот сейчас боремся за успеваемость по русскому языку, попутно готовясь к празднику "Золотая осень": стихи и песни уже выучили", - с довольной и доброй улыбкой говорит о подопечный классный руководитель.
Добрые знаки
Конечно, говорить сейчас о том, какими будут эти учителя сложно. Определенно можно только сказать, что на данный момент у этих молодых людей есть желание реализовать себя в выбранной профессии.
Но уже сегодня директор школы подмечает в работе молодых коллег добрые знаки: "Первое. Они не бегут со школы домой: задерживаются в ее стенах, не считаясь с личным временем. Второе. Не стесняются учиться у других учителей: спрашивают советов, обращаются за помощью к другим предметникам. И третье. Устанавливают контакт с родителями и учениками: им важен сам ребенок, а не только его знания. Сами по себе они грамотные специалисты, у них есть желание работать, ну а мы поможем им стать учителями".
Ну а мы, в свою очередь, желаем молодым лю-дям, чтобы в работе ими двигали удовольствие, интерес, радость и, конечно же, любовь к детям.