17 марта свой профессиональный праздник отметят сотрудники службы, которая часто вызывает самые противоречивые чувства. Специалистов жилищно - коммунального хозяйства ругают, когда они опаздывают на вызов и благодарят после долгожданного ремонта. Так или иначе, польза их работы бесспорна и очевидна.
В МУП "Коммунальный сервис" Александрово-Гайского района трудятся 104 человека, и только 6 из них - в административном составе. Средняя зарплата рабочих предприятия составляет 12 тыс. рублей.
"Да, невысокая, - соглашается со мной руководитель хозяйства С.В. Кичигин. – Но мы не можем позволить себе большую. Пока потребители не будут регулярно оплачивать наши услуги, ситуация не изменится".
А финансовая картина предприятия следующая: долг населения за тепло составляет более 4,5 млн. руб., за воду – более 3,5 млн. руб. Давольно внушительные долги за юрлицами: по теплоснабжению - 6,7 млн. рублей, по воде - 58 тыс. В свою очередь, предприятие должно газовикам почти 3 млн. рублей и 2 млн. энергетикам.
"За прошлый отопительный сезон долги населения составляют 2,5 млн. рублей. Люди не платят годами. На сегодняшний день нами подано 87 исков о взыскании на 1 млн 140 тыс. рублей, на 600 тысяч оформлена реструктуризация и порядка 400 тыс. рублей "висят" за так называемыми "мертвыми" квартирами, хозяева которых либо находятся в лечебницах для душевнобольных, либо в "местах не столь отдаленных", т.е. эти затраты мы не покроем никогда. Самыми же добросовестными плательщиками остаются пенсионеры", - детально раскладывает ситуацию С.В. Кичигин.
В условиях такой перманентной борьбы с потребителями предприятие всё же умудрилось без сбоев провести текущий отопительный сезон и обеспечить бесперебойную подачу воды (ну или почти без сбоев).
"Аварийные ситуации были, но, по большей части, из-за отключения электроэнергии. Однажды при морозе в 23 градуса на три часа была обесточена котельная в пос. Газовиков. Авария на электоросетях. В результате в 57-ом доме по ул. Красного бойца отопление восстановилось лишь частично. Долго искали причину, как выяснилось, промерзла "обратка". То же самое можно сказать и о большинстве случаев отключения подачи воды. Для нас энергетики - это как другое государство, их объяснения сводятся к ветхости линий", - рассказывает наш собеседник. И даже мне, непосвященному человеку, понятно, чем могут быть чреваты подобные отключения электричества – гидроудары испытывают на прочность трубопроводы, а скачки напряжения - моторы и насосы котельных и водоподающих объектов. И если в данной ситуации предприятие может лишь надеяться на добропорядочность партнеров, то в минимизации затрат и повышении эффективности работы собственного хозяйства им, как говорится, "и карты в руки".
В прошлом году служба по водоснабжению - ООО "Коммунальный центр" (рук. Р.Т. Джалмурзинов) провела ремонтные работы на участках трассы, где годами утекала вода.
"На ул. Краснопартизанской в течение трех лет была протечка, приблизительно такая же ситуация была на ул. Степной, Базовой, Набережной, в районе ж/д переезда, в пос. Газовиков. В Газовиках трасса, в конце концов, не выдержала, и там случился серьёзный порыв как раз на следующий день после того, как нам передали всё водное хозяйство от предыдущего предприятия. В течение трёх дней с перерывами только в ночное время мы устраняли эту аварию", - рассказывает о своеобразном первом боевом крещении Р.Т. Джалмурзинов.
Шесть мест постоянной утечки воды! А помнится, когда - то для обеспечения населения водой в нужном объеме на очистные сооружения специально был приобретен частотный преобразователь, и это преподносилось как чрезвычайно необходимая и необычайно эффективная мера. Теперь после устранения многолетних протечек частотный преобразователь задействован минимально. "Только в то время суток, когда закономерно повышается потребление воды – утром и вечером", - говорит С.В. Кичигин.
"Объять необъятное" - так характеризует перспективы коммунального хозяйства его руководитель. "Сделать нужно многое. И в системе отопления, и в водоснабжении есть свои узкие места, но нам приходится исходить из возможностей предприятия. Например, в пос. Газовиков уже давно проложен новый водопровод, но подача воды до сих пор осуществляется по изношенным трубам. Почему? Вопрос не ко мне, но дело нужно довести до логичного завершения, а для этого потребуются и ресурсы, и финансы", - признает наш собеседник.
В ближайшие планы входит ревизия водоразводящих сетей на предмет наличия заглушек и соответственно установка дополнительных, чтобы при авариях не было необходимости отключать весь Ал-Гай, реконструкция водонакопителя в пос. Газовиков. "На случай отключения водоочистных этот резервуар сможет в течение трех дней обеспечивать водой половину райцентра", - объясняет С.В. Кичигин. Готовится предписание для организации, осуществляющей техническое обслуживание многоквартирных домов. "Как показывает практика, в многоэтажках давно не производили промывку систем отопления. В некоторых домах для горячего водоснабжения используются трубы, не предназначенные для этого и не выдерживающие высоких температур. Всё это должно быть исправлено", - считает Сергей Валерьевич.
Также предприятие готовит документацию для участия в федеральной программе "Чистый глоток", которая позволила бы провести капитальный ремонт и модернизацию очистных сооружений, но это, что называется, из разряда долгосрочного планирования.
Не горячих периодов у коммунальщиков не бывает, заканчивается отопительный сезон, наступает сезон ремонтных работ - и так по кругу. "Безответственных людей у нас нет, каждый на своем месте делает всё возможное, чтобы система работала отлажено", - уверяет С.В. Кичигин и завершает нашу беседу поздравлениями для своих коллег с наступающим профессиональным праздником.