За последние несколько лет в храм Казанской иконы Божьей Матери для поклонения верующих неоднократно доставлялись мощи святых. И каждый раз для верующих прибытие ковчега со святыми мощами становилось событием, можно сказать, чудом. Прикладываясь к святым мощам, александровогайцы искренне просили о помощи у святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, святой блаженной Матроны Московской, великомученика и целителя Пантелеимона, и даже сомневающиеся и люди другой веры приходили в эти дни в храм.
Глубокий смысл этого действа объясняет настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери, священник Сергий Буриков:
- Чтобы понять смысл почитания мощей в православной церкви, нужно, прежде всего, обратиться к этимологии, происхождению самого русского слова "мощи". Это слово происходит от слова "мощь", "сила". Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое "Маcht" – "сила, власть", греческое "МAYOС" – "маг, волхв", дословно "могущественный" (этим словом названы в Евангелии волхвы). То есть мы поклоняемся и получаем благодать не от мертвых костей, а от силы Божией, носителем которой является тот или иной угодник Божий. Точно так же происходит с почитанием икон: мы же не дереву и не краскам поклоняемся, а изображенному святому, который является нашим предстателем перед Богом и доносит до Бога и наше целование, и нашу молитву. Благодать и помощь Божия присущи святым еще при их жизни. Но и после смерти в их честных останках действие святости сохраняется. Ведь в православном понимании тело столь же необходимо в человеческом составе, как душа. Господь создал нас трехчастными: тело, душа и дух. И у святых тело не менее свято, чем душа и дух. По нашей молитве к угоднику и к Господу эта благодать может нам содействовать и помогать. И, надо заметить, не только мощи святых являются источником благодатной силы, но и то, что от них остается: иконы, личные вещи и др. Известно, например, что мантия преподобного Серафима была чудотворна и исцеляла. Сами храмы и обители, где подвизались и молились святые, их сохранившиеся облачения или богослужебные сосуды, на которых они совершали Евхаристию, их надгробные пелены, гробы и раки – все это проникнуто благодатью.
Всем известно такое явление, как "частица мощей". Традиция разделения мощей святых возникла в очень раннее время. Уже в самом начале христианизации, в эпоху Константина и Елены (и даже несколько раньше), мы встречаемся с разделенными мощами. Как осмыслить эту традицию?
Феномен разделения мощей состоит в том, что именно не само тело, не сами останки являются носителем благодати, а живущая в них сила Божия. А эта сила неделима и, соответственно, одинаково присутствует во всех частях. Так что, на какие бы малые частицы ни раздробляли мощи, их благодатность от этого не умаляется. Хранятся мощи в специальной раке. Название "рака" происходит от латинского "arca" – ковчег, ящик, гроб.
С 12 по 15 февраля в нашем храме будет пребывать ковчег с мощами святых великомученика Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского и святых Дивеевских жен.
В эти дни вы можете придти в храм и с искренней верой попросить святых о самом сокровенном. К Святому Георгию обращаются за помощью в защите военнослужащих и о благополучии сельского хозяйства. Святой Пантелеимон при жизни был целителем и после смерти славится этим даром. Главное, чтобы, обращаясь к Богу и святым, человек искренне верил в Силу Божью, и тогда помощь и спасение придут.