Они изучают и пропагандируют знания, обычаи, обряды древних славян, чтобы привнести часть из них в повседневный быт, защитить свой дом и семью, сберечь вековую мудрость наших предков.
Например, они могут очень многое рассказать об оберегах. Любовь Светлова всегда любила вышивать, а потому увлекла в богатый мир славянской обережной вышивки коллег по женскому клубу. Оказывается, славяне считали, что "темные" силы способны навредить человеку, а помешать этому можно, если вышить на горловине, на рукавах и подоле обережный узор. Причем вышивали обычно "крестиком" потому, что крест считался символом единения четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха. Вышивкой занимались в основном старейшие женщины рода, но они обязательно передавали свое умение молодым. Вышивали самые важные, наделенные божественным смыслом символы. В виде ромба изображалось засеянное поле, символизировавшее плодородие, женское начало, различные кресты и коловороты обозначали солнце – верховное божество, женская фигура – это Богиня Макошь, ее обычно вышивали на предметах домашнего обихода – полотенцах, простынях, Древо Жизни – это символ родовых корней и продолжения жизни, Жар-птица – связь земного и небесного.
Один из атрибутов славянских обрядов дошел и до наших дней – это свадебный рушник. Его невеста вышивала сама и обязательно одной иголкой. Правая сторона считалась мужской, а левая – женской, и символы на них вышивались разные.
Другая участница клуба – Наталья Шнейдер, по профессии учитель русского языка и литературы. Поэтому к ней обращаются за разъяснением этимологии русских слов, которыми мы пользуемся каждый день, но часто не подозреваем об их глубоком смысле. Например, слово "УЛИЦА". Какой у него смысловой корень – "улиц"? Нет, "ЛИЦ" - ЛИЦо. Нельзя выходить на улицу неопрятным, показывать свое ЛИЦо в плохом свете и на уЛИЦце мы видим много ЛИЦ. Или слово "окно" - смысловой корень "ОКО", "ОЧИ". И действительно, каждый дом смотрит на уЛИЦу из окон, как очами, глазами.
Структурные части дома имеют сакральный смысл. Например, порог – это граница, преграда на пути все тех же "темных" сил. Поэтому через порог и сейчас стараются не здороваться, не передавать деньги, даже не разговаривать, А жених, приводя в дом невесту, обязательно должен был перенести ее через порог на руках. У слова "крыша" такой же смысловой корень "КРЫ", который говорит о подъеме, как и у слов "крыльцо" и "крылья". И даже по форме традиционная двускатная крыша напоминает взмах крыльев. Часто славяне устанавливали на так называемом "коньке" крыши изображение конской головы. Лошадь у всех народов – это символ свободы. Так, в своем доме мы свободны делать то, что хотим, свободны быть собой.
Да и само место, где славяне собирались строить дом, они выбирали по особым правилам. Есть пословица: "Дома и стены помогают", поэтому к выбору места постройки дома наши предки относились очень ответственно. Об этом рассказала, другая участница женского клуба "Берегиня" Лидия Мурах. Ни в коем случае рядом не должно было быть большой дороги, пожарища, на этом месте никогда не должна была быть пролита кровь, нельзя ставить дом и на кладбищенской земле. Когда место выбрано – первым делом ставили ограду. Даже сегодня часто можно увидеть, что вертикальные части забора или ворот сделаны с заострениями наверху, в форме копья. Это так называемые "стрелы Перуна" - первая защита пространства. Бог Перун должен был с помощью своих "стрел" защитить семью, жившую в этом доме.
Когда ограду поставили – можно было приступать к постройке дома, а точнее выбору материала для строительства. Деревья должны были быть не только определенной породы, но и не старыми и не молодыми, здоровыми и в них не должно было быть дупл. Если в дереве есть дупло, значит там уже живут другие существа и нельзя нарушать гармонию природы.
Сердце каждого дома, его центр – это русская печь. Это яркое, самобытное явление в славянской культуре. Это воплощенный символ русской ментальности, образа мышления славянина с его основательностью, разумным консерватизмом и рациональностью. Такие качества просто необходимы в условия долгой русской зимы, когда значение печи невозможно было переоценить. Хранитель музейных ценностей Шипуновского районного краеведческого музея Ирина Юрченко, рассказала, что русской печи около четырех тысяч лет. Человек укротил огонь и поместил его в глиняный свод. Здесь готовилась пища, сушились травы, здесь был эпицентр тепла и света, целительного и согревающего. Мастера-печники ценились в народе и почитались как священники. Только от печника зависело, какой будет печь – большой, жаркой и на дрова "не жадной". "Печь в дому – что алтарь в церкви", - так говорили наши предки.
Каждый элемент печи нес свой сакральный, иногда даже магический смысл. "Устье" - это место, где готовилась еда. Там горел огонь и он осмысливался человеком, как живое существо. Там природное и сырое становилось своим – вареным, печеным или жареным. Это магическое место перехода в другой мир, где пекли хлеб и лечили детей. "Шесток" - это полочка под устьем, где хозяйка оставляла приготовленную пищу, чтобы она оставалась горячей почти до конца дня. "Печурки" - неглубокие ниши, где сушились рукавицы и хранилась лучина для растопки. "Палати" (место для отдыха) приделывались от печи по верху под потолок. "Голбец" - конструкция при печи для всхода на печь и полати и спуска в подклет. В нем хранили домашнюю утварь – ухваты, кочерги, чугунные сковородины, глиняные горшки, деревянные лопатки. А еще, это было место, где жил дух дома – "домовой".
Это и многое другое о славянских традициях знают, и с удовольствием рассказывают всем, кто хочет услышать, женщины из Шипуновского женского клуба "Берегиня". Традиционными славянскими блюдами они угощают гостей на народных гуляньях – проводы зимы, день села… Как делать куклы-обереги, какие травы заварить, чтобы сохранит здоровье, как испечь традиционный хлеб без использования дрожжей, как сберечь мир и покой в своей семье? Эти знания они собирают, хранят и совершенно безвозмездно отдают, подтверждая точное и емкое название клуба – "Берегиня".