Оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился, а это значит, все начинается с семьи, с ее традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные "образцы", с которых ребенок берет пример, которым подражает, по которым он строит свое поведение. Именно в любви ребенка к своим родителям заложено его будущее чувство семейного воспитания. Важно сформировать у него представление о себе, своем месте в семье. Знакомить с историей семьи, ее родословной, местом каждого члена в ее жизни. Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребенка. Необходимо объяснять ребенку, что дом, в котором мы живем, наш подъезд, двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять. Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детьми определенных знаний о ней. Ребенок дошкольного возраста должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столицу, свой родной город или село, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляют собой искусство, традиции и обычаи страны. И здесь немаловажная роль детского сада. Работу по привитию детям духовно-нравственных ценностей в старшей группе мы ведем через реализацию комплексно-целевой программы "Родной Алтай люби и знай", составленной педагогами детского сада. Она предусматривает знакомство с историей села и его достопримечательностями, культурой, русским костюмом, бытом, и традициями, с художниками и поэтами района, с природой родного края через беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, развлечения, игровую деятельность, проведение народных праздников. В нашей группе создан мини-музей "Комната русского быта", мы учим детей понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история. Знакомим с культурой, прошлым и настоящим. С этой целью проводим тематические экскурсии. Одна из таких познавательных экскурсий была в районном краеведческом музее. Хозяйка Тамара Витальевна Мирошниченко встретила детей, повела их по своим владениям. Первая встреча была с художником Иваном Александровичем Долгоруковым. Он показал детям свою работу, ответил на их вопросы - что такое холст, как смешивают краски. Затем было знакомство с работами нашего земляка, художника Сергея Анатольевича Жук. Тамара Витальевна показала выставку, посвященную ветеранам Шипуновского РОВД "Всегда начеку". Рассказала о герое Советского Союза Николае Тарасове, который работал в милиции в военное время. Дети слушали о людях этой профессии 60, 70, 90 годов, с большим интересом рассматривали личные вещи, шахматы, кубки и грамоты. Милиционеры должны были не только хорошо выполнять свою работу, но и заниматься спортом, быть эрудированными, грамотными. В большом зале ребят ждали работы художников-портретистов. Человек какой профессии изображен на картине, его настроение, элементы одежды, национальность, о чем хотел рассказать художник – дети активно обсуждали эти вопросы с Тамарой Витальевной. Поблагодарив ее за увлекательное путешествие, мы отправились в Центр детского творчества. Ольга Геннадьевна Вдовина познакомила ребят с выставкой "Окно в природу". Удивительные фотографии запечатлили красоту родного края, редкие кадры насекомых, птиц, животных, удивляли и завораживали детей. Удалось нам побывать и на выставке "Сибириада". Ольга Геннадьевна рассказала о разнообразной технике выполнения работ и призвала детей вместе с их родителями участвовать в них.
Впереди у ребят новые встречи, познавательные экскурсии, в результате которых складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Процесс познания происходит только, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Н.ПОДЛИПЕНСКАЯ, воспитатель детского сада "Березка".