Версия для слабовидящих |
0+
Выбрать регион

Шипуновская районная еженедельная общественно-политическая газета

658391, с. Шипуново, ул. Коммунальная, 29
телефон: +7 (38550) 4-18-56
e-mail: sshipunovo@yandex.ru. e-mail: red-ship@ab.ru

Традиции древних славян

Одним из главных обычаев древних славян было то, что все поколения семьи жили под одной крышей, а так же где то неподалёку от дома находилось семейное кладбище.

Детей в те времена рождалось гораздо больше, чем в наше время. В доме жили, примерно, четверопятеро братьев с женами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тетями, двоюродными, троюродными. Каждый человек, живший в такой семье, считал себя в первую очередь членом рода.Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. Знакомясь, древние славяне обязательно должны были упомянуть чей он сын. Каждый род имел определённую репутацию. В одном люди славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. В те времена одежда каждого содержала огромное количество деталей говоривших о ее обладателе: из какого он племени, какого рода, и т.д. В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков, т.е. человеческое общество заботилось о каждом своем члене, беспокоясь о выживания рода и общества в целом. Дом, всегда являвшийся защитой, убежищем, противопоставлялся всему остальному, чужому. Место под постройку выбирали очень тщательно, от этого зависело, будет ли в доме удача, счастье и достаток. На этом участке ставили на ночь под открытым небом воду в каком-либо сосуде. Если к утру она сохраняла чистоту и прозрачность, то это считали хорошим знаком. Начиная работу, молились на восход солнца и выпивали поставленную хозяином "заручную". В передний, "святой" угол клали три вещи: деньги (монету) – "для богатства", ладан – "для святости", овечью шерсть – "для тепла". Сверху под крышей ставился резной гребень с вытесанными фигурками, например, петуха. Считалось, что петух пробуждает к жизни солнце, возвращает на землю свет и тепло. В обличье петуха славяне оли

цетворяли небесный огонь. Он оберегал дом от пожара и удара молнии. Переезд в новый дом совершали ночью, в полнолунье. Он сопровождался различными обрядами. Хозяева обычно несли с собой петуха, кошку, икону и хлеб–соль; нередко – горшок каши, угли из старой печи, мусор из прежнего дома и т.д. Мусор в верованиях и магии древних славян – атрибут дома, вместилище душ предков. Его переносили при переселении, надеясь, что вместе с ним в новый дом перейдет дух – охранитель дома, удача, богатство и благополучие. Одним из сакральных центров дома была печь. В печи готовили пищу, на ней спали, в некоторых местах ее использовали в качестве бани; преимущественно с ней была связана народная медицина. Печь символизировала женщину, рождающее женское лоно. Она была главным оберегом семьи. У печи давались клятвы, у печного столба заключали договор; в печурке прятали молочные зубы детей и пуповины новорожденных; в подпечье обитал покровитель дома – домовой. Предметом особого почитания был и стол. При продаже дома его обязательно передавали новому владельцу, двигали обычно только при совершении некоторых обрядов. Стол являлся и начальной, и конечной точкой любого пути. Его целовали перед дальней дорогой и по возвращении домой. Часть дома, наделяемая многими символическими функциями – окно. Его часто применяли как "нетрадиционный выход из дома", чтобы обмануть нечистых духов, болезнь и т.д. Например, если в доме умирали дети, то новорожденного передавали через окно, чтобы он остался жить. Окна нередко воспринимались и как путь для чего-то святого, чистого. Через окна не разрешалось плевать, выливать помои, выбрасывать мусор, так как под ними, по поверью, стоит Ангел Господень. Ворота являлись символом границы между своим и чужим, внешним миром. Они считались опасным местом, где обитает всякая нечистая сила. На ворота вешали образа, а утром, выйдя из дома, молились сначала на церковь, потом на солнышко, а затем на ворота и на все четыре стороны. К ним нередко прикрепляли венчальную свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу для защиты от нечистых духов, затыкали в щели ворот колючие растения как оберег от ведьм. В воротах с древних времен совершались различные магические действия. В них традиционно ранней весной разжигали костры, которые очищали все пространство двора.

Инициация

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти обряд инициации. Происходила она в три ступени. Первая — при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода. По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу, т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. В двенадцать — тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний. После этого девушка вскакивала в поневу (юбка, носившаяся поверх рубахи и говорившая о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

Свадьба

Свадьба состояла из поклонения Ладе, Триглаву и Роду, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева (вокруг березы), призывая в свидетели богов и берегинь. В обязательном порядке свадьбе предшествовало похищение невесты либо сговор. Вообще невеста должна была идти в новую семью (род) насильно, чтобы не оскорбить духов-хранителей своего рода. Поэтому с этим связаны длительные грустные, скорбные песни невесты и её рыдания. На пиру молодожены не пили. Первая ночь проходила на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

Похороны

У славян было несколько погребальных обрядов. Первым был обряд сожжения, с последующим насыпанием кургана. Вторым способом хоронили "заложных" покойников — умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду "нечистым" покойником. Погребение в землю широко распространилось только после принятия христианства. Многие традиции, обычаи и обряды существовавшие у древних славян, дошли и до наших времен.

Автор: Редакция газеты


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 265

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика