В Шипуновском районе 31общеобразовательная организация, из них в четырнадцати школах - наличие вакантных мест. Сегодня наиболее востребованы учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранного языка.
В последние годы обозначились проблемы "старения" кадров и нехватки специалистов. Доля педагогических работников в школах района старше 55 лет составляет 32,8 %, а доля молодых педагогов до 35 лет – 13,2%.
За последние годы в крае сложился целый комплекс мер социальной поддержки по привлечению и закреплению молодых специалистов: ежегодно 80 молодых учителей, приступивших к работе в сельских малокомплектных школах, филиалах школ, школах с численностью обучающихся до 200 человек получают единовременную выплату из краевого бюджета, которая составляет 250 тыс. рублей для выпускников высшего профессионального образования и 170 тысяч рублей для выпускников среднего профессионального образования.
Кроме этого, молодым специалистам первые три года выплачивается ежемесячная надбавка к ставке заработной платы от 30 до 10%; за работу в сельской местности - 25%, а также компенсационные выплаты расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 2080 рублей.
Ежегодно из средств муниципального бюджета в рамках муниципальной программы "Развитие образования в Шипуновском районе" молодым педагогам производилась выплата "подъемных" в размере 10 тыс. рублей.
В 2019-2020 учебном году такую выплату получили 5 педагогов района, а супружеской паре молодых педагогов Тугозвоновской школы были увеличены подъемные до 50 тысяч рублей каждому для приобретения жилья.
В этом году разрабатывается проект программы поддержки молодых педагогов Шипуновского района на 2020-2024 годы, в которой, по решению главы Т.Н.Дороховой, предусмотрено увеличение подъемных:
1 год работы -10 тыс. рублей;
2 год – 20 тыс. рублей;
3 год – 30 тыс. рублей;
4 год – 40 тыс. рублей;
5 год – 50 тыс. рублей. Таким образом, молодой специалист, отработавший 5 лет в школе, получит 150 тыс. рублей.
В крае действуют несколько педагогических сообществ: Клуб победителей конкурса на получение губернаторской премии им. С.П.Титова, клубы "Учитель года Алтая" и "Учителя - новаторы Алтая", а также ассоциация молодых педагогов. У этой категории есть реальная возможность показать свой талант через систему президентских и региональных грантов и конкурсов.
Мнение молодого учителя о выборе профессии
О.А.Сундеева, учитель начальных классов Краснояровской СОШ:
-Первое время было трудно, я не сразу нашла подход ко всем детям, но спустя несколько недель, мы стали очень дружными и полюбили друг друга. Мои ребята добрые и умные, всегда готовы прийти на помощь друг другу. Я благодарна своим коллегам, которые помогали мне с первого дня работы решить сложные вопросы, возникавшие во время учебного процесса.
Н.Р.Новрузова, учитель начальных классов Бестужевской ООШ:
-Выбор моей профессии был очевиден для меня с самого детства-в нашей семье много педагогов. В моей деятельности не возникает проблем, поскольку всегда могу получить помощь и поддержку своих родных и близких. Будущим коллегам хочу сказать, что не надо бояться работать в сельской школе. Да, работа учителя тяжелая и кропотливая, требует усердия и выдержки… Но, когда ты чувствуешь отдачу, видишь сияющие глаза детей, открывших для тебя что-то новое, нужное и интересное, получаешь огромный заряд положительных эмоций, чувство полного удовлетворения и собственной значимости.
А.Н.Чиркова, руководитель Ассоциации молодых педагогов района, учитель математики Шипуновской СОШ № 1:
-В январе на базе школы прошёл отборочный этап 3 сезона "Педагогических игр Алтайского края". Молодые учителя с удовольствием приняли участие, в ходе которого познакомились с проектами Ассоциации на текущий учебный год, проиграли демо-версию педагогических игр. Команда молодых педагогов Шипуновского района в составе Н.Р.Новрузовой, В.Ю.Слабодина, В.С.Санькова и А.Н.Чирковой будут представлять Шипуновский района в III сезоне Педагогических игр Алтайского края, который состоится в августе в Барнауле.
В.Ю.Слабодин, учитель физической культуры Нечунаевской СОШ:
-Приехав домой, узнал, что в школе, в которой я учился, появилось место по моей специальности. Тянул до последнего, но, собравшись с мыслями, я все-таки решил попробовать. Конечно, мне очень повезло: родная школа, учителя, которые меня учили, помощь директора, хорошие ученики. Но было одно "но". Спортивный зал, который мне достался, был не в лучшем виде… И сегодня он нуждается в ремонте. Но я и мои ученики не падаем духом. Мы верим – мечты сбываются!
О.А.Дмитриева, учитель математики и информатики Первомайской СОШ:
-С выбором профессии учителя определилась в 9 классе. И вот моя мечта осуществилась – я вернулась в свою родную школу, но уже в качестве учителя. Так получилось, что была вакансия учителя немецкого языка. Я прошла профессиональную переподготовку, и сегодня, кроме математики, я преподаю детям немецкий язык. Мои будущие коллеги! Идите работать в школу! Ведь это то место, где вы можете проявить себя в различных сферах, стать примером для учеников, делиться своими идеями и опытом с подрастающим поколением.
О.В.Калинина, учитель русского языка и литературы Шипуновской школы № 2:
-Во время учебы в университете, я проходила длительную педагогическую практику в своей школе, по окончании вернулась снова сюда. Я верю - каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. И мне надо помочь каждому. Чтобы научить других, надо постоянно учиться самому.
Недавно с большим интересом я приняла участие в работе районного методического объединения молодых педагогов, где присутствовали председатель комитета по образованию Т.А.Виканова и главный специалист комитета С.Г.Покатилова. Мы обсудили спектр возможностей молодого учителя, не упустили из внимания проблемы и перспективы молодых специалистов на селе. Т.А. Виканова рассказала о поддержке молодых педагогов в ближайшем будущем, которую предусматривает новая муниципальная программа.
А.В.Егоров, учитель физической культуры Тугозвоновской СОШ имени Н.В.Лаврова:
-Перспектива работы в сельской школе меня не пугала. Безусловно, сначала волнение было…. Для молодых специалистов, которые только начинают свой профессиональный путь, нужна поддержка старших коллег, опытных наставников. С первых дней работы в школе коллеги и учащиеся отнеслись ко мне очень тепло. Нас гостеприимно приняли в свой коллектив.
Я.В.Егорова, учитель начальных классов Тугозвоновской СОШ имени Н.В.Лаврова:
-Чтобы стать педагогом, мало одного желания, должно быть призвание. На уроках для меня важно доверие и взаимопонимание, как между детьми, так и между педагогом и учащимися. Я считаю, что современный педагог должен быть в "тренде", понимать учащихся, интересоваться тем, что интересно им, и полностью соответствовать смыслу слова "современный". Я глубоко убеждена, что с выбором профессии не ошиблась, наоборот, планирую воспитать достойное поколение, прививать учащимся любовь к природе, развиваться в научной деятельности, набраться опыта. Нисколько не жалею, что приехала работать в сельскую местность.
Мнение об учителе
В.Маланичев, 9 класс Шипуновской СОШ № 2:
-В этом году к нам пришел молодой учитель русского языка и литературы – Олеся Валерьевна Калинина. В ее голосе не чувствовались нотки волнения. А когда она читала наизусть фрагменты "Слова о полку Игореву" на древнерусском языке, то поразила нас глубокими знаниями.
В.Н.Бочкарева, член родительского комитета 2 класса Краснояровской СОШ:
-От лица родительского комитета хочется сказать очень много добрых слов о нашем учителе Ольге Андреевне Сундеевой. С первых дней она нашла общий язык с нашими детьми и родителями. Для нее характерны трудолюбие, настойчивость, влюбленность в свою работу. Она уважает достоинство и личность каждого ребенка, хотя мы прекрасно понимаем, что с нашими детьми ей нелегко. Хочется пожелать ей творческих удач и оптимизма.
А.И.Казанцев, руководитель районного методического объединения учителей физкультуры:
-Виктор Юрьевич Слабодин - хороший организатор, имеет широкую разностороннюю подготовку. Совместно с детьми учитель принимает активное участие во всех спортивно-массовых мероприятиях района по волейболу и баскетболу. Своим личным примером пытается показать учащимся необходимость и пользу занятий спортом.
Учителя-коллеги начальных классов Тугозвоновской средней школы им. Н.В.Лаврова: Л.И.Огнева, С.Г.Дружинина, С.Ю.Ракитина:
-Яна Васильевна Егорова требовательна к себе, обладает тактом, демонстрирует высокий уровень владения разными методами, знает современные технологии обучения и воспитания. Молодой учитель любит детей, окружает их своей заботой и вниманием, и они отвечают ей взаимностью. Она – отзывчивый и доброжелательный человек, всегда готова прийти на помощь.
Учащиеся 8 класса Тугозвоновской средней школы им. Н.В. Лаврова:
-Александр Владимирович Егоров работает в нашей школе первый год, но уже пользуется популярностью среди всего коллектива. У многих ребят урок физкультуры является одним из самых обожаемых! Мы считаем, для того, чтобы добиться такого успеха, необходим особый подход. Он проводит свои уроки интересно и познавательно, а самое главное весело!
Учащиеся Первомайской СОШ (А.Бутеева, Д.Борисова, В.Бычкова, Е.Грищенко, 7 класс):
-Нам очень нравятся уроки Оксаны Александровны Дмитриевой, с ней интересно, она понятно и доступно объясняет материал. На ее уроках мы узнаем много нового и полезного. Она хороший и добрый человек, всегда поможет и подскажет, понятно объяснит.
В.Д.Тюменцев, директор Бестужевской школы:
-Наталья Руслановна Новрузова – выпускница нашей школы, поэтому коллеги и многие ученики ее знают как хорошего и доброго человека. Она показала себя грамотным специалистом. Дети тянутся к учителю, они с интересом проводят с ней время. Она учит их дружбе, уважать старших, любить свою Родину. Приобщает детей к здоровому образу жизни, ведет спортивный кружок по силовой борьбе, поскольку сама занималась спортом.
Вместо эпилога
С.Г.Покатилова, главный специалист комитета по образованию:
-Первый год работы - самый сложный, но и самый показательный – останется молодой педагог в профессии или нет. Год работы учителем - это серьезный фундамент для будущих побед, поисков решений, опытов и выводов, самоанализа и самоотдачи. Умение креативно мыслить позволило ребятам легко понять требования новых образовательных стандартов. Спрашивать, советоваться, признаваться в ошибках молодые педагоги не стеснялись: уважение к наставнику, его престиж непререкаемы.
Очень приятно, что молодые педагоги активно принимают участие в различных конкурсах и проектах.
В январе О.В.Калинина, учитель Шипуновской СОШ №2, и ее ребята – волонтеры приняли участие в "Хакатон ИТ-тимуровцев" - первом мероприятии проекта "Сетевые лаборатории ИТ-тимуровцев сельских школ и школ малых городов Алтайского края", реализованного при поддержке Фонда президентских грантов, который проходил в парке-отеле "Чайка" (г. Барнаул).
Я.В.Егорова, учитель Тугозвоновской СОШ – участница окружного заочного конкурса молодых педагогов и воспитателей Алейского округа на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию со дня Великой Победы. И это только начало.
Семь молодых энергичных педагогов приехали работать в сельские школы района. И не пожалели. Думаю, останутся надолго.