Музейные предметы отражают несколько этнических групп на территории Шипуновского района, такие как русские, украинцы, эстонцы, немцы, казахи. Этнографическая тема неразрывно связана с темой заселения территорий.
Осваивая новые пространства, люди приносят с собой историю своего народа, мировоззрение, историко-бытовые и культурные традиции, предметно-материальный ресурс. Поэтому, тема оседлых первопоселенцев из центральной России, Урала и Украины на территории Шипуновского района нач. 18 –нач. 20 века звучит в выставке одной из первых.
Лапти лыковые плетёные, лапти пеньковые вязанные были основной обувью переселенцев. За один летний сезон могли снашивать около 50-пар лаптей! В них переселенцы приезжали на Алтай. А здесь "переобувались" в кожаную обувь. В таких лаптях- лыковых плетёных- переселенец из Нижегородской губернии К.С. Смирнов приехал в к. 19 века на свою новую родину в Чарышскую волость (сейчас Шипуновский район)
В сундуках везли "добро". Сундук с урало-сибирской росписью последней трети 19 века, переданный жителем с.Шипуново Н.Зайцевым, принадлежал переселенке из Полтавы. Её путь на Алтай лежал через Урал, где в зиму был приобретён сундук для зимней одежды.
Тут же и непременный атрибут гостеприимного дома – самовар. К середине 19 века самовары уже получили достаточно широкое распространение. В нашей музейной "самоварной" коллекции этот один из самых больших. Полметра высотой, 75-см по окружности, медный с серым металлическим напылением, он был передан в музей Е. Гонжарой из села Коробейниково. На тулове надпись "ПОСТАВШ.. Д. ЕГО ИМПЕР.ВЕЛИЧ.ШАХА ПЕРСИДСКОГО. ТОВАРИЩЕСТВО ТОРГОВОГО ДОМА Бр.ШЕМАРИНЫХЪ ВЪ ТУЛЕ" А самовар-то "Шемаринский"… Бывший крепостной кузнец Иван Шемарин был основателем в 1887 году одной из крупнейших тульских фабрик. Их самовары высоко ценились на международном рынке нач. 20 века. Один из таких самоваров "приехал" в с.Коробейниково вместе с переселенцами.
Рубель с резьбой славянских языческих символов, скорее всего тоже с Урала. Посетители музея из Екатеринбурга сразу обратили на него внимание: "Похоже наш, уральский!" История его находки очень обыденна. Школьник обнаружил его лежащим на дороге в с.Шипуново неподалёку от старого разобранного дома и принёс в музей. С тех пор "находка" живет в музее. Громовики, ладинец, квадратные и ромбовидные перекрестья - символы, вырезанные на гладкой поверхности рубеля, отражают агрономический календарь, цикличность смены сезонов года, их порядок в природе . Так, наши предки пытались "договориться" с природой об урожае.
Одежда- самый яркий носитель информации об этносе. Сорочка мужская орнаментирована вышивкой голубыми и жёлтыми нитями. Цвет вышивки указывает на её происхождение. Использование "холодных" цветов больше характерно для северных и западных территорий. Хозяин сорочки уроженец полтавского хутора Мостовой – Гринько Фёдор Митрофанович, 1896 г.р., приехавший на Алтай в начале 20 века.
Пояса, опояски – это праобраз современного ремня для брюк. Они были обязательным атрибутом одежды, которому придавалось большое обережное значение. И о социальном статусе судили по тому, как украшен пояс. Часто невесты в подарок женихам мастерили опояски. В экспозиции тканый опоясок, переданный жительницей с. Горьковское (бывшее с.Осинники) Пелагеей Алексеевной Пивоваровой 1911 г.р.Её предки были переселенцы из Центральной России.
Полотенца с вышивкой имели большое значение как важнейший элемент культурно-бытовой жизни переселенцев. Они несли ритуальное и обережное значение. Ни один обряд крещения, сватовства, рождения, погребения не обходился без полотенец. Вышивка красными и черными нитями - это традиция переселенцев из районов южной Украины. Геометрический правильный симметричный орнамент – это более ранняя традиция 18-19 вв.. А стилизованные хаотичные узоры вышивки- это уже позднее влияние 1930-х гг. Полотенца, представленные в выставке, принадлежали переселенцам сел Нечунаево, Бобровка.
В начале 20 века на территорию Алтая открылся миграционный поток из Прибалтики. К нам целыми семьями прибывали переселенцы из Эстляндии. Близ села Ельцовка переселенцы-прибалты, помня о своей Родине, основали село Эстония. В конце 1920-годов появляется коммуна "Леек" (от эст. –пламя, искра). В 1930-х годах было запущено металлургическое производство. Истории существования представителей этой нации на территории Шипуновского района посвящён целый экспозиционный раздел в музее, где представлены фотографии и историко-бытовые предметы. Здесь эстонцы были первыми учителями, создали промышленную артель "Алтайский металлист" по производству металлических изделий, занимались художественной самодеятельностью. Прибалтийский след в истории района сейчас можно найти в фамилиях потомков переселенцев – Киржбаум, Лепик, Бертель…
В 1941 году по Указу Сталина на территорию Алтайского края были депортированы поволжские немцы. Для многих из них такие села Шипуновского района как Самсоново, Нечунаево, Барчиха стали второй родиной. К середине 20 века повседневная одежда утрачивает национальную самобытность. Но, она сохраняется в мировоззрении, религиозных верованиях. Депортированные немцы привозили с собой религиозную литературу. В выставке представлены книги- католический молитвенник и катехические проповеди, датирующиеся 1880-90 гг 20 века.
С течением времени этнические связи приобретали социокультурный и хозяйственно-экономический характер. Так, в 1960-70-х сотрудничество Шипуновского района и Нестеровского района Украинской ССР, нашли отражение в создании альбомов с фотографиями в память о "Мостах Дружбы" Алтая и Львовской области. Сейчас это широкая тема для исследования по истории СССР. Дети двух регионов писали друг другу письма, взрослое поколение обменивалось опытом улучшения результатов сельхозпроизводства
В декабре 2003 года состоялся визит делегации Шипуновского района в составе представителей администрации (Свечников В.И.- глава администрации Шипуновского района, М.А Столбов -председатель комитета по культуре) и творческого коллектива "Сибирячка" в Шемонаихинский район Восточно-казахстанской области. Результатом встречи стал меморандум о сотрудничестве двух районов, расширении и укреплении социально –экономических и культурных связей соседних регионов. В выставке представлена национальная мужская одежда, подаренная акимом Восточно-Казахстанской области, - халат и чапан темно синего цвета, украшенные национальной стилизованной вышивкой.
Шипуновский район-часть многонационального Алтая и России, этнический состав которых формировался историческими процессами. Во многих семьях пересеклись разные национальные традиции: русские, украинские, немецкие, эстонские, казахские и многие другие. И, кто знает, может быть, сейчас на стыке и взаимодействии разных культур формируется будущее нового большого этноса?
Большое спасибо за экскурсию и архивные материалы работникам Шипуновского краеведческого музея (директор Т.В.Мирошниченко).
.