Работая логопедом, я убедилась, что у детей при ряде речевых нарушений выражена в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения движений пальцев рук. Поэтому развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук я в своей работе уделяю особое внимание.
Что такое органы речи? Кто - то называет язык, голосовые связки. Главный орган речи - мозг. Речь - не подарок природы. Есть только предпосылки для её развития, а дальше многое зависит от социальной среды, от того, насколько ответственно относятся к развитию ребёнка окружающие его взрослые.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и направляя различные нарушения.
Для успешной коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи в каждой семье необходимо создать предметно - игровую среду, а именно: мозаики; пазлы; пирамидки и матрёшки; игры шнуровки; игры на застёгивание, расстёгивание кнопок, пуговиц; волчки; мячи разного диаметра материала; счётные палочки; набор геометрических фигур; лего (разной величины); конструкторы; альбом для штриховки; книжки раскраски; фасоль, бусы, шишки, мелкие игрушки.
В развитии мелкой моторики помогают "Пальчиковые игры" - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они увлекательны и способствуют развитию речи, чувства ритма, творческой деятельности и концентрировании внимания.
Ловкие, гибкие умелые пальчики детей - это залог их будущих успехов. Пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. "Пальчиковые игры" - это универсальный тренинг мелкой моторики, это замечательный материал для быстрого овладения простейшими, математическими понятиями: вправо - влево, выше - ниже, дальше - ближе, длиннее - короче, больше - меньше.
"Пальчиковые игры" позволяют:
1. Регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.
2. Совершенствовать психические процессы (внимание, память, воображение), тесно связанные с речью.
3. Облегчить усвоение навыков письма будущих школьников.