– Сергей Викторович, Степновский муниципальный район стоит на пороге исторического события - создания муниципального округа. Переход из района в округ рождает очень много вопросов: какие полномочия останутся на местах, какова будет штатная численность, как будет формироваться и работать депутатский корпус. А главное: нужен ли такой переход? Что он будет значить? На что нацелена реформа и какие этапы включает?
– Реформа касается преобразования муниципального управления района и заключается в преобразовании муниципальных районов в округа и подразумевает создание одноуровнего муниципального управления. По сути, происходит укрепление вертикали власти, консолидация бюджета с целью наиболее эффективного использования денежных средств, а значит, повышается личная персональная ответственность людей, находящихся во власти.
Реформа преобразования в городские и муниципальные округа на территории Ставропольского края идёт уже в течение нескольких лет. Степновский район – один из тех, которые только начинают этот процесс. Я надеюсь, что во второй половине 2020 года мы будем работать уже в округе.
По итогам изучения опыта работы других округов, это позитивная реформа. Есть реальные плюсы, которые и мы получим для того, чтобы организовывать жизнь территории Степновского района (в будущем – округа) лучше.
Существующее на сегодняшний день двухуровневое муниципальное управление – поселение и район – создаёт довольно много препятствий для осуществления наших полномочий, потому что они у района и поселения не пересекаются, финансовые возможности у поселений очень разные. Это приводит к тому, что те планы, которые хотелось бы реализовать на территории того или иного поселения (или в целом на территории района), упираются как раз в этот конфликт полномочий. Поселение не может реализовать полномочия из-за нехватки средств, а район имеет средства на их реализацию, но не имеет полномочий. Ликвидация этого конфликта полномочий и является одним из главных плюсов, который я вижу при преобразовании района в муниципальный округ.
После моего выступления на заседании Совета депутатов района с инициативой преобразования Степновского района в муниципальный округ, были проведены заседания Советов депутатов во всех поселениях Степновского муниципального района. Семь Советов депутатов поддержали инициативу преобразования, провели публичные слушания по данному вопросу, чтобы учесть мнение населения.
- Несколько лет на территории Ставропольского края реализуется эта реформа. Как Вы считаете, то, что Степновский район не среди первых, это хорошо или нет?
- На мой взгляд, это хорошо, очень позитивный момент, потому что проблемы, которые возникали в начале этой работы, учтены, причём учтены законодательно. Кроме того, мы можем ориентироваться на опыт наших коллег, которые этот путь уже прошли. Понятно, что будет переходный период, будут некие сложности, но по итогам всех процедур, которые необходимо провести, мы понимаем, что скоро сможем работать на ином, более качественном уровне. И это позволит нам, повторюсь, решать те задачи, которые сейчас мы решать не можем.
- Правильно ли я понимаю, что основным плюсом реформы является выравнивание бюджета и полномочий?
- В начале нашего разговора я сказал, что конфликт полномочий доставляет массу неудобств. Поэтому важно понимать, что переход влечёт за собой получение единых полномочий в едином муниципальном округе. То есть в округе не будет разделения такого, как сейчас в районе. Будут единые полномочия, которые делегированы законодательством по 131-му закону муниципальной власти. Например, если сейчас система образования находится в рамках полномочий района, а благоустройство у сельских поселений, то после объединения в округ полномочия станут едиными, и мы сможем осуществлять их на всей территории одинаково.
Что значит одинаково? У нас в районе семь поселений, и у каждого свои (абсолютно разные) финансовые возможности. Есть поселения побогаче, а есть и те, которые едва сводят концы с концами, некоторые даже не могут обеспечить за счёт собственных доходов исполнение своих полномочий. После образования округа бюджеты сельских поселений станут сбалансированными. Потому что полномочий у них станет меньше. Доходы, собственно говоря, останутся такими же. А основную массу расходов возьмёт на себя бюджет Степновского округа.
Денежные средства муниципального округа мы можем распределять на любую территорию в зависимости от появляющейся на этой территории необходимости. Если мы видим, что дорога или двор действительно должны быть сегодня благоустроены, из окружного бюджета (так будем называть бюджет муниципального округа) мы можем направить средства на выполнение этих полномочий. Таким образом, мы можем закрывать острые вопросы на всей территории будущего округа.
– Многих сельских жителей беспокоит вопрос сохранения ими льгот.
– Да, это важный вопрос. Все льготы, которые имеют сейчас сельские жители, во всем сохраняются. Это льготы и учителей, и врачей, и работников культуры… Сохраняются все льготы, которые связаны со статусом сельских школ, льготы, связанные с оплатой электроэнергии… То есть здесь у нас ничего не меняется.
На местах останутся территориальные органы власти, и любой человек может прийти в органы муниципальной власти, решить свой вопрос, оставить заявление, пожаловаться на какую-то проблему. И, собственно говоря, территориальные управления (отделы) будут обладать большими полномочиями, чем сейчас поселение, и смогут решать очень многое на месте. Будет наиболее выгодная и нормальная ситуация: чем больше мы делегируем полномочий на уровень территорий, тем проще нам будет управлять территорией. В этом огромный плюс в организации нашей работы. И мы будем эффективнее решать большие инфраструктурные вопросы.
- Жители поселений сейчас опасаются, что все деньги будут находиться в одном "кошельке", т.е. денег на местах не будет, начнут благоустраивать районный центр, а поселения останутся без внимания?
- Вопрос понятен и вполне справедлив. Но так не будет. Во-первых, мы не заинтересованы в том, чтобы наши территории приходили в упадок за счёт ведения благоустройства райцентра. Это неправильный подход. Потому что большинство населения района проживает за его пределами.
Система справедливого распределения выстраивается не по принципу: я хочу так сделать! Она выстраивается законодательно.
На этом пути нет готовых рецептов, поэтому активно консультируемся с нашими коллегами по созданию структуры будущего округа, встречаемся с главами поселений. Можно сказать, процесс идёт, работы предстоит немало, но всё сделаем. Хотелось бы, чтобы всё это прошло спокойно, взвешенно, осознанно, чтобы мы быстрее окунулись в те новые условия, которые нам даст муниципальный округ, и извлекали из них пользу.
Повторюсь, муниципальный округ нам нужен для того, чтобы комплексно и централизованно решать глобальные проблемы, имеющиеся не в отдельно взятом населённом пункте, а касающиеся всего района? Надеюсь, положительных примеров через год работы округа можно будет назвать несколько. Мне же остаётся только пожелать Вам и всему административному ресурсу района удачи и сил на преодоление трудностей перехода на новые рельсы.