Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей.
Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Разработка программы "Мукосолька" обусловлена тем, что поступающие в реабилитационный центр дети почти все воспитывались в неблагополучной среде. В основном дети из неполных семей. За плечами у них багаж проблем: наличие вредных привычек, слабое здоровье, неустойчивая психика. Данная программа предназначена для детей и подростков, проходящих реабилитацию. Программа кружка "Мукосолька" имеет художественно-эстетическую направленность. Учитывая социальную дезадаптированность воспитанников центра, им предлагаются формы работы, которые помогают самоутвердиться, самореализоваться. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Они составлены от простого к сложному, соответствующие подготовке воспитанников, их умениям и навыкам, в последовательном освоении основных изобразительно-выразительных средств. Создаётся возможность для развития творческих способностей каждого ребёнка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность воспитанников.
Для развития мелкой моторики рук используется пальчиковая гимнастика, сопровождаемая чтением народных стихов, потешек. Всё это создаёт благоприятный эмоциональный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи. Воспитатель проводит систематическую работу, направленную на развитие у детей памяти, внимания, мышления, психомоторики, а главное, идёт становление творческой личности, индивидуальности.
Специфику лепки определяет материал. Почему именно тесто? Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий, и для ребёнка представляет больший интерес, чем пластилин. Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны.
Воспитанниками освоены правила техники безопасности при работе с инструментами и красками, правила оборудования рабочего места; высушивания, раскрашивания, хранения изделий из солёного теста. Занятия направлены на развитие творчества несовершеннолетних.
Ребята получают возможность общаться со сверстниками в непринуждённой обстановке, с которыми у них есть общий интерес - интерес к лепке. Для непосредственного участия в творческом процессе несовершеннолетним не нужны особые знания и умения, каждый может выразить себя, показать свою индивидуальность. Создаётся атмосфера доверия, преодоления негативных последствий предшествующего болезненного опыта, непринуждённости, терпимости и внимания к внутреннему миру каждого ребёнка. Все эти факторы решаются через использование технологии арттерапии, при которых главным предметом воспитателя является проблема ребёнка.
В Центре регулярно проводятся выставки работ воспитанников, выставляются на интернет сайтах, в группах "Поделки из солёного теста", участвуем в проектах для одарённых детей. Программа "Мукосолька" прошла лицензию и успешно внедряется в работу с несовершеннолетними.
Участие в работе кружка проводится в соответствии с желаниями и индивидуальными особенностями несовершеннолетних.