Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая еженедельная массовая газета Ключевского района Алтайского края

658980, Алтайский край, Ключевский район, с. Ключи, ул. Центральная, 20
телефон: +7 (38578) 2-22-65
e-mail: klc_mayk@mail.ru

Особый круг учащихся

Мы живем в особенном районе, особенном потому, что здесь растет уникальный ленточный сосновый бор – бесценный дар природы. И наша общая обязанность – относится к нему правильно, по-хозяйски, и беречь его.

Именно такая задача и стоит перед школьными лесничествами, которые функционируют во многих районах Алтайского края. Существует такое объединение школьников и у нас в Северке, и сегодня мне хотелось бы вспомнить, как оно зарождалось.

Первые лесничества

В Северке школьное лесничество было организовано в 1969 году, а двумя годами ранее на территории плодолесопитомника "Степной" был создан лагерь труда и отдыха "Юность", где юные помощники лесхоза трудились на посадке и выращивании лесозащитных насаждений. До 1967-1969 годов школьники всегда помогали лесхозу в прополке, посадке, выкопке насаждений, их называли юннатами, а потом это движение было преобразовано в школьное лесничество. Но они были первыми: учащиеся 1955-1956 годов рождения. Они – первые члены школьного лесничества.

В крае школьные лесничества были созданы в 1967 году, в двух лесхозах: Ларичихинском и Мамонтовском, – хотя по информации, прозвучавшей на совещании 1969 года, о котором ниже пойдет речь, в Мамонтовском лесхозе уже в 1966 году действовало такое объединение школьников. В 1968 году в крае существовало уже 37 школьных лесничеств, а в 1969 году – 88, в них входило 2300 школьников-лесоводов.

За школьными лесничествами края было закреплено 43000 га площади гослесфонда, 24 га – питомников, 430 га – лесополос, 670 га – лесных культур. В работе школьных лесничеств участвовало 4617 школьников края. Ими заготовлено 1588 тыс. и посажено на укоренение 2348 тыс. черенков тополя, выбрано посадочного материала – 2405 тыс. штук, проведен уход за питомниками на площади 130 га, собрано 1198 центнеров семян сосен, березы, тополя, клена, яблони и других культур. Это же какая большая помощь была оказана ими лесному хозяйству края! В докладе от 23 августа 1969 года секретаря крайкома ВЛКСМ Л. А. Харченниковой так и прозвучало: "Большая работа проведена школьниками Угловского, Тюменцевского, Ключевского, Сорокинского районов". И неудивительно, что потом многие юные лесничии по окончанию школ выбрали на всю свою жизнь специальность лесовода.

Неслучайный выбор

Наверное, Ключевской лесхоз не случайно был выбран для проведения Всесоюзного совещания-семинара лесоводов по лесозащитному лесоразведению. В приглашении на семинар говорилось: "Уважаемый товарищ! ЦК ВЛКСМ, Государственный Комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР, Министерство лесного хозяйства РСФСР приглашает Вас принять участие в работе Всесоюзного совещания-семинара комсомольских работников, молодых колхозников, рабочих, специалистов и ученых лесного и сельского хозяйства по полезащитному лесоразведению. Совещание-семинар состоится 9-13 сентября 1969 года в г. Кулунда Алтайского края". (Приглашение передал в музей А. В. Меманков, в то время секретарь комсомольской организации лесхоза). Именно в эти годы была заложена госполоса Рубцовск – Славгород, и по шести районам: Михайловскому, Ключевскому, Кулундинскому, Табунскому, Славгородскому, Бурлинскому – закладку госполосы производил Ключевской лесхоз. Лесниками были местные жители сел, где пролегала госполоса, они числились в штате лесничеств, входящих в лесхоз. А взрослые и школьники из сел от Полуямок до Бурлы пололи и ухаживали за госполосами. Вот почему почетная и вместе с тем ответственная обязанность встречать гостей из всей страны выпала Ключевскому лесхозу, как одному из лучших в крае, уже не раз принимавшему на своей территории краевые мероприятия.

Стоит отметить, что Ключевской механизированный лесхоз в 1969 году представлял собой очень большое хозяйство. В его составе находились 8 лесничеств и один из крупнейших в стране плодолесопитомников – для защиты полей степной Кулунды от ветровой эрозии требовались лесозащитные насаждения, т. е. лесополосы. Эта работа была организована на высочайшем уровне. Если после войны на посадке и прополке использовали только ручной труд, то теперь один агрегат выполнял работу за 20 человек. В лесхозе имелось 42 трактора, из них 16 – гусеничных, 36 лесопосадочных машин и 4 сеялки, 20 культиваторов различных марок, 50 плугов, 20 автомашин, 2 тракторных погрузчика, 2 автопогрузчика и много другой техники. (Данные из отчета за 1969 год). Действительно, было что показать – сотни километров лесных посадок в образцовом содержании и уходе. Это и был передовой опыт, им можно было делиться с другими. Но главное достояние в лесхозе – кадры. На 9 мая 1965 года в Ключевском лесхозе работал 121 участник Великой Отечественной войны. Десятки агрегатов и механизмов были сконструированы в реммастерских лесхоза, все делали сами. Например, лесную сажалку переделали из навесной сеялки, и теперь она равномерно высаживала семена березы. Для борьбы с вредителями усовершенствовали ручной аэрозольный генератор, светоловушки, навесные опрыскиватели. На мотоцикле смонтировали излучатель ультрафиолетового света с радиусом действия от 200 м до 2 км. Усовершенствовали агрегат сушки шишек. Хранилище семян тоже получило перерождение. В лесхозе на питомнике построили теплицу, где экспериментально выращивали березу (фото всех перечисленных и современных агрегатов есть в музее). Не все знают, что семена березы не сеют в землю, не присыпают землей – иначе погибнут, а сеют на снег, прикрывают соломой, а чтобы их не унесло ветром, прикрывают щитами. Это очень тяжелый ручной труд, а если с помощью различных самоделок с ним справляются всего две работницы, за один день успевающие укрыть плантацию березы, – это уже передовой опыт.

К этому совещанию готовились основательно, администрация лесхоза контролировала все объекты, куда планировалось провести гостей, начиная с системы орошения на нашем питомнике, охватывающей площадь в 158 гектаров, которая имелась далеко не во всех хозяйствах. К показу готовилась и станция подкачки и перекачки, наполнительные бассейны и дождевальные установки. Все это продемонстрируют в действии гостям, когда включат ДДН-45, – мелкая дождевая пыль опустится широкой дугой на посевы березы, и ключевцам зааплодируют.

В лагере "Юность" тем временем красили и подкрашивали, мелким гравием засыпали дорожки, меняли постельное белье на новое, на пол стелили дорожки, на стены вешали небольшие картины, на окна шили новые занавески-"задергушки", комнаты девочек украшали зеркалами.

Именно во время подготовки к семинар-совещанию и встал вопрос, почему в лесхозе еще нет школьного лесничества. В срочном порядке закупили форму, и, надо отдать должное, она была как настоящая, лесниковская, подогнанная под каждого. Мерки снимали тщательно – рубашки, галстуки, фуражки, пиджаки, у девочек юбочки, у мальчиков брюки получились замечательные. Женщинам-служащим лесхоза тоже закупили одинаковую одежду, фартуки, косынки. Они должны были обслуживать гостей в столовой, поить чаем, кофе – на улице стояли столы, где можно было перекусить, выпить лимонада, съесть пирожок.

На площадках, где устанавливали агрегаты, тоже хватило работы. Все механизмы были продемонстрированы делегатам в действии на питомнике и в госполосе, куда была организована экскурсия. С противоэрозийной техникой знакомили на смотровой площадке совхоза "Кулундинский".

"Во всем чувствуется культура"

И вот настал этот день – 9 сентября. На перроне вокзала в Кулунде делегатов встречает духовой оркестр, секретари крайкома и райкомов, школьники в парадной одежде вручают каждому делегату цветы. Наверное, из палисадников всей Кулунды собрали астры, георгины, гладиолусы. На 10 автобусах, в сопровождении автомобилей УАЗ, все отправились в ДК Кулунды, где проходила пленарная часть совещания. Кулунда была настолько чистой, что удивляла делегатов со всей страны. Восхищал и красиво украшенный зал: на сцене корзины и вазы с цветами, в почетном карауле и с приветствием выступают члены школьного лесничества Кулунды, в президиуме – ученые страны. В фойе расположилось несколько выставок: "Дары лесов Алтая" и "Сувениры лесного Алтая", где можно было купить поделки, изготовленные в лесхозах Алтайского края, "Защитное лесоразведение", "Школьные лесничества Алтая".

Практическая часть семинара состояла из экскурсии в совхоз "Кулундинский", госполосу, плодолесопитомник "Степной" в Ключах и лагерь труда и отдыха "Юность". Школьники Ключей в парадной одежде и члены школьного лесничества Северки встречали делегатов. Гости хотели видеть в действии агрегаты, смонтированные в лесхозе, и им все демонстрировали: сеялку для лесных семян (т. е. сосны), сеялку для семян древесных пород, щитоукладчик, все бассейны перекачки и орошение, навесные грабли для сеяния соломы, обработку ядохимикатами на разных агрегатах, трактор Т-16 на уходе за 2-летними посевами березы. Особенно привлекла внимание посадка сеянцев. Помню, как к трактору Т-4 прицепляется сразу пять лесопосадочных машин, не одна или две – традиционно, а сразу пять. И рабочих там размещается сразу 10 человек. Навесные культиваторы – не один, а сразу два, а это увеличивает производительность в два раза. А в кулундинском совхозе им демонстрировали уже третий вид культиватора – по уходу за посадками в лесополосах. И много чего еще нового. Каждую группу сопровождали гиды – специалисты лесхоза. Вертолет МИ-1 лесной авиации по охране от пожаров лесов Ключевского лесхоза тоже был продемонстрирован во всей своей "красе", чем немало удивил гостей. По окончанию всей программы делегаты заложили памятный парк у Дома культуры в Кулунде. Возможно, с этой закладки парка и начнется Всесоюзный месячник леса и сада, что живет и поныне.

Мне очень хотелось узнать отзывы делегатов на это пятидневное совещание, и я их нашла. Вот они: "На каждом отрезке маршрута пояснения дают гиды… Во всем чувствуется культура производства на питомнике… Эстетическая же сторона экскурсии на таком уровне, что ее можно приравнять к тематической выставке крупного масштаба". Как не восхищаться, не гордиться прошлым нашего лесхоза. И немалая доля этих заслуг, на мой взгляд, принадлежит и школьному лесничеству.

Мои особенные лесничие

В какие-то годы работа школьных лесничеств была более активной, в какие-то – затихала, но потом возобновлялась. Теоретические занятия в Северском лесничестве вели в разное время помощники лесничих или специалисты лесного хозяйства, хорошо знающие лесоводство: Н. Н. Берьякина, Т. П. Жукова, В. Г. Михайлюченко, Т. А. Шкретова. В школе с юными лесничими на протяжении уже долгих лет работает учитель биологии Е. К. Горбачева.

В 1977 году школьное лесничество передали мне – это было комсомольское поручение, т. к. я единственная из учителей проживала в лесхозе. Юными лесничими стали дети из моего 7 класса, ребята 1963-1964 годов рождения. Зимой у нас в основном проходили теоретические занятия в лесничестве, уроки по лесоводству, мы развешивали кормушки для птиц, заготавливали сосновую лапку – нижние веточки сосны. Лесхоз перерабатывал лапку в витаминную хвойную муку на подкормку животным в совхозах.

Весной работы было уже больше: развешивали скворечники, изготовленные зимой на уроках труда, огораживали муравейники, развешивали свежие аншлаги, расчищали от мусора бассейн и кромку бора. Много работали на питомнике, на выкопке тополя, березы, клена, акации, на выкопке сосны-двухлетки. Часто нас брали и на посадку сосны, иногда для этого даже освобождали от уроков. Что-то из посаженного весной не приживалось, погибало, но посадочный материал был в лесхозе все лето в специальных хранилищах в лесу, укрытых соломой. Нам давали сосенки в снегу, их и подсаживали под руководством лесника, в чьем обходе мы работали.

Летом пололи и свой питомник, и помогали в Ключах. Вот там я и видела, как надо полоть березу, по-моему, это еще труднее, чем сосну. Собирали семена березы, акации, тополя. Летом 1978 года собрали семян тополя 96 килограмм. В лесничестве ужаснулись, никто не ожидал такого количества, боялись, а вдруг на следующий год план доведут до 100 кг, в 5-6 раз больше нынешнего, и что потом делать? Иногда чистили территорию лесхоза, когда ждали гостей – перекладывали в штабеля штакетник, мелкий горбыль, загружали мусор, скошенную траву и т. д. Чумазые, шли на наш красавец-бассейн в бору, тогда он был гордостью Ключевского лесхоза.

Наших юношей посерьезнее брали на отводы, обычно, лесхозные. Кто-то потом на каникулах между 9 и 10 классом до поздней осени служил химбойцом или пожарным сторожем на вышке. Надо отдать должное директорам лесхоза – на зарплате детям не экономили. Первого сентября на школьной линейке каждый школьник, отработавший в лесхозе, получал подарок.

Осенью опять начиналась посадка сосны. Возили нас на открытой грузовой машине в кузове, на скамейках, и туда, и обратно всегда пели песни. Предзимье, день теплый, листва вся на земле ковром, красивые ягоды шиповника повсюду, нетронутые людьми, тишина и полное безветрие. Счастливые все, смех на весь бор, а каким ароматным кажется обед на природе. В это время дичка уже была мягкая, если зайдешь в заросли смородины, обязательно найдешь неопавшие ягоды, калина гроздьями свисает, а если уже ударил мороз, то и горечь с ягод сошла, – все нам казалось вкусным.

Лес облагораживает

Дети, общаясь с лесом, душой становятся чище, благороднее. Никто из них не наступит на росток сосны, не сломит ветку березы, не пнет гриб, даже если это мухомор, ведь это любимое лакомство лосей. Они об этом знают. Это лесничество было единственным таким в моей жизни. Потом и другие мои классы были школьниками-лесоводами, но эти ребята – особенные. Дети договорились складывать заработанные деньги в классную копилку. Я сразу в лесничестве сказала, чтобы мой заработок (в лесничестве) плюсовали к их заработной плате. Классные "счетоводы" вели учет деньгам не хуже дипломированных бухгалтеров, мне только докладывали и держали совет, как потратить и сколько. Дети очень ценили эти деньги, тратили экономно и ни на одно классное мероприятие – 23 февраля, 8 марта, ремонт класса, поездки, экскурсии –денег у родителей не брали.

Надо отдать должное и их родителям – таких просто больше не было. На родительских собраниях я отчитывалась, куда потратили и сколько осталось в копилке денег. Они, кстати, в прямом смысле слова лежали в копилке на дому у комсорга. Родители на собрании решали, кто и что сможет "достать", кто привезет, например, вкусности на вечер. Краску на ремонт класса тоже они закупали и приносили в класс, тоже самое и с продуктами на поездки. А, вот, подарки на 23 февраля и 8 Марта с радостью покупали дети, но под "негласным контролем" взрослых.

Осенью 1979 года мы ездили в Душанбе, через Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Термез. Лесхоз, конечно же, оказал нам помощь в этом. О нашей поездке можно написать целый очерк, настолько это было здорово!

Эти дети любили лес как-то особенно, трепетно. Знали, когда весной на озера прилетают лебеди и молчали, не говорили об этом в школе. В класс приносили оброненные птицами перья и дарили их девочкам. В сентябре увидели подснежники, пробившиеся через опавшую листву, ушли с этой поляны, чтобы не погубить такую красоту. И по сей день у них имеется "свое" место в лесополосе, где есть все: стол, скамьи, сколоченные в школьные годы, мангал, кострище, выложенное камнями, чтобы не нанести вред природе. Навалится тоска, и едут мои "мальчики", уже почти 50-летние, на место юности: ухи наварят или шашлык пожарят, а уж вспомнить им есть что. Люблю я их за сердечность, доброту, простоту и дружбу. Как в школе были дружны, так и по жизни идут.

"Лесные кадеты" – это уже новое поколение юных лесоводов. Бывший директор ООО "Лес Сервис" В. А. Черных в свое время попросил возродить школьное лесничество. Елена Казимировна Горбачева по сей день возглавляет его, инспектор лесного хозяйства Татьяна Александровна Шкретова вела лесоводство, а я – краеведение, становление лесного хозяйства в России и на Алтае. Никогда уже не думала, что школьное лесничество опять войдет в мою жизнь. Встречи проводила в музее. Дети подолгу не уходили, по лесу с ними я уже в силу возраста не могу передвигаться, а рассказать и показать, чего нет в учебниках, – в моих силах. Талантливые сейчас дети: пишут рефераты, участвуют в различных краевых мероприятиях, конкурсах – участвуют и побеждают.

С 50-летним юбилеем хотелось бы поздравить членов школьных лесничеств всех поколений. Было все: и усталость, и смех, и песни у костра, и первая влюбленность, и настоящая дружба, и понимание физического труда, и самой природы. Поздравляю преподавателей школ, тех, кто был причастен к школьным лесничествам, специалистов лесхоза, обучавших школьников азам лесоводства, директоров нашего предприятия, материально поддерживающих школьное лесничество. Благодарю всех за эту нужную и благородную работу. Лес – это достояние России, и его надо беречь!

Автор: Пашкова В.В.


По этой теме: Экология

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 969

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика